Тьютор не стоит у школьной доски, не ходит по классу с указкой - это педагог, который обучает на расстоянии, через Интернет.
Впрочем, тьютор - неформальное название. Наш собеседник - методист центра информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской области, Александр Злаказов.
Мышка для ноги
- Тьютор - слово явно англо-язычное, новое. Значит ли это, что прежде, в советские годы, дистанционного обучения не было?
- Было, конечно, хотя и в скромных масштабах. Я ведь, к примеру, обучаю не только детей, но и самих педагогов. И когда упоминаю тьюторов, учителя поначалу смущаются, не понимая значения этого слова (вообще-то это чисто педагогический термин, который впервые появился в трудах западных учёных).
В советское время под дистанционным понималось домашнее обучение, когда учитель приходил к ученику домой. Конечно, это накладывало определённые ограничения. Одно дело навестить кого-то в Челябинске или другом городе и совсем иное - когда ребёнок живёт в сельской местности, в деревне, куда не пройти и не проехать в непогоду. Появление компьютеров и Интернета, конечно, существенно облегчило задачу.
- А когда появились в Челябинской области первые тьюторы?
- Можно сказать, что в 2007 году, когда заработал Челябинский региональный центр дистанционного образования. Поначалу приехали московские специалисты, которым предстояло подготовить южноуральских педагогов. В итоге заработала так называемая каскадная схема - когда уже обученные тьюторы стали, в свою очередь, обучать других педагогов. В частности, я и сам работаю подобным образом. На серьёзные масштабы мы вышли недавно, когда область подключилась к федеральной программе по обучению детей-инвалидов. С тьюторами занимается уже 46 таких детей, к концу учебного года их будет 246, а к 2012 году - 646.
- Тьютор работает исключительно с инвалидами?
- Нет. Мы сотрудничаем и со школами, где не хватает учителей-предметников. Сами знаете, что в отдельных районах это встречается часто.
- А в чём сложность при обучении именно детей с ограниченными физическими возможностями?
- Требуется психологическая подготовка - следует помнить, что всё-таки эти дети имеют ограниченный и специфичный круг общения. Кроме того, необходимо и специальное оборудование - особые клавиатура, мышь. Ведь среди наших подопечных есть дети с болезнями опорно-двигательного аппарата, отсутствием конечностей. Тут простым компьютером не обойтись.
- Но ведь такая техника наверняка стоит больших денег…
- Всё было закуплено за счёт федерального и областного бюджетов: сенсорные клавиатуры, электронные линзы, мышки, которые можно передвигать даже ногой. Конечно, тьютор сам не ездит и не монтирует эту технику - есть специалисты, которые всё подвезут, подключат, объяснят, да и после будут оказывать техническую поддержку.
- Роскошный подарок! И ребёнок может пользоваться этой техникой и после курса обучения?
- К сожалению, нет, оборудование придётся вернуть. Ведь оно должно послужить и другим ученикам.
Одобрил даже священник
- Тьютору приходится сложнее или проще, чем обычному учителю? Ведь на расстоянии на ученика не прикрикнешь, не проконтролируешь…
- Конечно, при непосредственном обучении проще - педагогу ведь очень важно узнать своего ученика как человека. Тут большую роль играет мимика, жесты. Но, с другой стороны, обучаться при помощи Интернета детям интереснее, так как они сызмальства сидят на форумах, социальных сетях. Помогают общению и веб-камеры, они тоже входят в комплект.
- Одно дело форумы, а другое - учёба, мне кажется, любой ученик не особо жалует уроки, разве не так?
- Вы знаете, у моих подопечных довольно высокая мотивация. Вот был у меня ученик из Каслей по имени Тургут Шукурзаде. Он относился к числу тех детей, которых я просто готовил к окончанию школы. Тургут намеревался стать юристом. Поначалу парень совершенно не проявлял себя творчески. Дал я ему простое задание - перечислить качества, которые, по его мнению, необходимы юристу, а по ответам вижу, что он просто компилирует тексты из Интернета, вставляет их, практически не думая. Разумеется, я высказал всё, что думаю по этому поводу. Помню, как 30 декабря, накануне Нового года, он в совершенном унынии спрашивает: «Как вы думаете, могу ли я стать юристом?». Я ему честно сказал: «Тургут, всё от тебя зависит!». В итоге он совершенно поменял свой подход и в какой-то момент попросил меня разрешить ему переделать то первое задание.
Или же случай у моей коллеги. Ей довелось через Интернет обучать одного мальчишку из необычной семьи - четверо детей, отец-священник. Мальчишка - явный шалопай, на месте не сидит - посмотрели на него на обычном уроке. Но со временем ребёнок стал просто отличником. Уж на что отец у него консервативный, но и тот признал преимущества дистанционного обучения. Так что компьютер компьютером, но в первую очередь важна личность учителя.
- Вероятно, для того чтобы пойти в тьюторы, педагог должен быть не просто талантлив, но и технически подкован?
- Для тьюторов мы подбираем лучших, критерии отбора довольно жёсткие. Учитываются и профессионализм, и владение компьютером. Есть специальные программы для тьюторов, их используют во всём мире. Тьютор выходит в Сеть по определённым дням и часам - составляется расписание.
- Приоритет отдаётся молодым кадрам? Не секрет, что старшее поколение знакомо с Интернетом куда хуже иных школьников.
- Не без этого, хотя далеко не все представители старшего поколения такие. В Карталах, например, работает педагог Надежда Ишкова - несмотря на то, что ей почти 60 лет, она прекрасно владеет компьютером, сама создаёт сайты, подключая к этому учеников.
- Если у кого-то возникнет желание воспользоваться услугами тьютора, куда ему обращаться?
- Что касается детей-инвалидов (для которых подобное обучение является бесплатным), то следует подать заявку в муниципальный орган управления образования. С обычными ребятами мы работаем через школы. Во всём мире дистанционное обучение - это распространённая практика, а уж для нашей страны с её расстояниями это один из реальных путей получить хорошее образование.