Примерное время чтения: 9 минут
79

Владимир Садырин: "У нас умельцев много"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 04/02/2009

Давайте зададим себе вопрос: а что мы с вами на обывательском уровне подчас думаем о нашей системе образования? Что раньше в СССР наша школа была "о-го-го!", а сейчас - "э-хе-хе..."? Что наши учителя относятся к самым малообеспеченным слоям населения, а пресловутая утечка мозгов - лишь вымысел, ибо утекать у нас давно нечему? Что в наших сельских школах до сих пор правит бал XIX век? Но так ли всё это?

Главный редактор "АиФ-Челябинск" освежил свои знания о нашей школе в разговоре с Владимиром Викторовичем Садыриным, министром образования Челябинской области.

Не в хорошем рейтинге дело

- Владимир Витальевич, недавно появилась информация о том, что Челябинская область возглавила рейтинг регионов, наиболее успешно справляющихся с национальным проектом "Образование". Наверное, приятно получать столь высокие оценки своей деятельности?

- Я считаю, что к похвалам нужно относиться спокойно. Рейтинг, о котором вы упомянули, составлялся федеральной Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования по заданию Правительства РФ. Анализировались объёмы вложенных средств (как региональных, так и муниципальных) и выполнение заявленного плана реализации нацпроекта... Но ведь занять первое место в рейтинге - не самое важное... Куда важнее, например, что до старта национального проекта "Образование" в южноуральских школах на один компьютер приходилось 45 учеников, а сегодня - всего 14 ребят. А это, по сути, среднеевропейский уровень. У нас теперь есть и сельские школы, которые на голову выше этого уровня. В традиционно сельских Чесменском, Варненском, Увельском, Октябрьском, Троицком районах сейчас на один компьютер приходится 8-9 учеников.

- Завезти компьютеры в школы - это, конечно, дело большое, но ведь компьютер должен работать. Как у нас обстоит дело с программным обеспечением? Не придется ли потом школам судиться за пиратство? Подключена ли купленная техника к сети Интернет? В конце концов, есть ли у нас в достаточном количестве учителя, действительно умеющие работать на компьютерах?

- За пиратство судиться, надеюсь, не придется. Программное обеспечение на поставляемые в учебные заведения компьютеры мы всегда устанавливаем лицензионное. Конечно, я не гарантирую, что где-то кто-то какую-то программу не "подтянул", как известно, у нас умельцев много. Но то, что официально у нас 100% учебных заведений имеют лицензионные программы, я гарантирую.

Что касается подключения к сети Интернет, приведу один небольшой пример. Недавно я был в Чесменском районе, в одной из самых далеких школ. Там всего-то 9 учеников занимается. При этом стоит спутниковая тарелка, а учительница уже даже второклассникам преподает уроки, активно используя ресурсы Всемирной сети.

Учить учителей применять новые информационные технологии в своей работе мы начали ещё задолго до нацпроекта. Если бы у нас этого не было, мы, вероятно, повторили бы ошибки некоторых других регионов, где поставили огромное количество техники, но оно не используется, потому что использовать его просто некому.

Они хотят быть успешными

- Говорят, Челябинская область входит в первую пятерку лидеров по количеству победителей и призеров различных олимпиад среди школьников России...

- Да, мы стабильно занимаем 5-6-е места по количеству призеров всероссийских предметных олимпиад. И это несмотря на то, что находимся на 12-14-м месте в стране по общему количеству учеников.

Этот результат свидетельствует о том, что у нас уже сложилась определенная система работы с одаренными детьми. Однако стараемся не останавливаться. В прошлом году, например, организовали под Магнитогорском летний лагерь для одаренных детей. Путевки были оплачены из областного бюджета. С одной стороны, это был самый обыкновенный детский лагерь, с другой - там работало два компьютерных класса, с детьми поочередно занимались профессора трёх университетов... На следующий год многие муниципалитеты собираются организовать подобные "одаренные" смены.

Кроме того, именно для одаренных детей в Челябинской области сейчас при школах создана 21 лаборатория. Например, подобный класс вы можете увидеть в естественно-научном лицее N 13 города Троицка.

- Наверное, недешевое удовольствие...

- Ранее, если школа выигрывала грант на миллион рублей, мы очень этим гордились. Но давайте подумаем, что школа может приобрести на миллион? Для одного конкретного человека - это солидная сумма. А для школы, в которой учится от 200 до 1300 учеников, разве это много? Поэтому для тех учебных заведений, которые работают с одаренными детьми, мы начали выделять 3-4 миллиона руб-лей. На эти суммы уже можно купить современное оборудование для классов. Например, златоустовской школе N 25 с углубленным изучением английского языка закупили два мобильных лингафонных кабинета. Теперь ученик в режиме диалога может изучать язык, а педагог имеет техническую возможность общаться со всеми сразу и с каждым учеником в отдельности.

- Часто приходится слышать: "Мы вкладываем большие деньги в образование, привлекаем для работы с детьми самых лучших учителей. Но вот выучили их, а они уехали, в лучшем случае в другой регион, в худшем - за границу". Владимир Витальевич, вам не становится иной раз жалко потраченных сил, времени и средств на покинувших Южный Урал одаренных ребят?

- Думаю, что это не совсем вопрос школы. Это задача всего общества. Я могу вам задать примерно такой же вопрос: вот вы вырастили хорошего фотографа, журналиста, а он берет и уезжает работать в Москву, Питер... Вам не обидно? И мне обидно, конечно. Но с другой стороны, что страшного в том, что наши дети хотят быть успешными? Просто нашему обществу, нашим государственным, муниципальным властям необходимо делать нечто большее, чтобы одаренные ребята хотели и, главное, могли состояться на родине как успешные люди.

Но нужно понимать, что лишь силами государства эту задачу не решить. К этому должно подключиться всё общество, в том числе и бизнес. К примеру, в Сатке на "Магнезите" своих ребят уже лет двенадцать отправляют учиться в Санкт-Петербургский технологический университет. Предприятие в течение всей учебы оплачивает два раза в год перелёт из северной столицы на родину и обратно, начисляет ежемесячную стипендию. Условие одно - отучившись, ты возвращаешься на родное предприятие и 10 лет работаешь на нём. Затраты на тех, кто после окончания учебы всё же решил не возвращаться, предприятию компенсируют родители. А у нас губернаторские наборы, в которые вкладываются немалые средства, заканчиваются тем, что многие ребята, поступившие по этой льготной схеме, забывают о своих обязательствах через день после зачисления в учебное заведение.

Без дефицита

- Мировой финансовый кризис не обошел стороной и Челябинскую область. На чём может и будет экономить сфера образования области?

- По большому счету ни я, ни вы не можем сегодня сказать, когда закончится нынешний период экономической нестабильности, какими будут её последствия. И конечно, со многим теперь придется повременить. Например, я очень жалею, что нам не удалось в прошлом году ввести новую отраслевую систему оплаты труда. Для неё нужны дополнительные ресурсы. А ведь в ней, к примеру, было заложено, что молодой педагог чуть ли ни в три раза больше стал бы получать, чем он получает сегодня. Но что говорить о нереализованном?... Я могу сказать одно: те бюджетные деньги, которые положены педагогам, будут отправляться вовремя и задержек с зарплатой не будет.

- Каков размер средней зарплаты наших учителей?

- По данным ноября прошлого года - 8 200 рублей в месяц. При этом средняя нагрузка снизилась и составляет сейчас 22 часа в неделю.

- Современная южноуральская школа продолжает испытывать кадровый дефицит?

- Нет, мы сегодня почти не испытываем нехватку педагогических кадров. Но, честно говоря, это не наша заслуга, просто это результат той демографической ямы, в которую попала наша страна в 90-х годах прошлого века. Я ещё помню время, когда в образовательной системе области было 600 тысяч учеников. 10 лет назад обучалось уже 500 тысяч. Сегодня число учеников в южноуральских школах составляет 327 тысяч человек. По нашим прогнозам общее увеличение числа школьников произойдет в области только в 2011 году. А пока снижение количества учащихся приводит к резкому снижению нагрузки на учителей, и многие перестали испытывать кадровый дефицит.

- Какие специалисты в южноуральской системе образования сегодня самые востребованные, а каких у нас пока в достатке?

- Не хватает сейчас, в первую очередь, воспитателей детских садов, есть дефицит учителей иностранного языка, чуть-чуть - информатики, технологии для мальчиков (по старому - учителей труда). В достатке учителей начальных классов, преподавателей географии, истории с обществознанием.


О ЛИЧНОМ

- Владимир Витальевич, всем известно ваше увлечение фотографией. Но вы не просто фотохудожник, вы автор достаточно публичный... Зачем вам все эти выставки - это же дополнительная головная боль?

- Понимаете, мы многие вещи в жизни неправильно делаем. Например, мы говорим, что надо охранять природу - все за, но... Вот увидел я как-то в трамвае мужчину в годах с букетом уникальных цветов венерин башмачок. А ведь это растение не просто занесено в Красную книгу - это цветок, который растёт 17 лет и расцветает лишь на 18-й год своей жизни. Если я знаю об этом, то, наверное, не буду его рвать. Я считаю своей задачей - как фотографа - дать людям узнать об этом мире чуть побольше. О цветах, горах или птицах... Кстати, неделю назад в Уйском районе открылась моя выставка "Птицы".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно