Примерное время чтения: 9 минут
340

Выковать «Тавриду». Разработчик герба Челябинска создал эмблему для Крыма

Андрей Старцев работает не только над скульптурой и графикой, он - автор многих знакомых нам эмблем банков и компаний.
Андрей Старцев работает не только над скульптурой и графикой, он - автор многих знакомых нам эмблем банков и компаний. Из личного архива

Недавно открытый Крымский мост ещё крепче соединил полуостров с остальной Россией. А почему бы этот мост не украсить новым символом Крыма? Его создал художник, когда-то разработавший современный герб Челябинска.

Скульптор Союза художников России, член Международного художественного фонда Андрей Старцев мечтает не только подарить Крыму «Тавриду», а Челябинску - «Ариэль», но и превратить русского Медведя в настоящего Терминатора.

Металл лучше мрамора?

Эльдар Гизатуллин, "АиФ-Челябинск": Правда ли, что ваш отец всю жизнь проработал на заводе и часто вас брал туда? Не отсюда ли частое использование в ваших работах механических элементов и вообще любовь к металлу?

Андрей Старцев: Вполне возможно. Отец работал на ЧТЗ, но я часто посещал не завод, а мастерскую отца. И к механизмам, технике действительно был неравнодушен с детства. Пробовал там свои силы и, как видите, до сих пор жив-здоров, хотя это было и небезопасно. Мой одноклассник, например, остался инвалидом после того, как посетил завод. Помню, что сам я начинал с того, что рисовал автомобили, причём почему-то именно на промокашках. Даже когда они исчезли, я где-то находил эти промокашки, чтобы рисовать только на них.

В итоге же так получилось, что я постоянно стал иметь дело с металлом, хотя работаю не только как скульптор, но и как график. Под скульптуры целый литейный комплекс создавал. Приходилось консультироваться с главными металлургами. К сожалению, иногда приходил к выводу, что они мало что знают о металле - только свои узкие задачи.

- А как же мрамор? Неужели никогда не хотелось с ним поработать?

- Это очень жёсткий материал. На него нужно очень много времени. С мрамором работали Микеланджело, другие титаны - честно говоря, не понимаю, откуда у них бралось столько сил и времени. Нужно полностью выпасть из социума. Я пытался, но это невозможно, даже если закроешься в мастерской. Ведь и мастерскую надо содержать.

«Ариэль» может летать

- На днях открыли Крымский мост. Одно время вы предлагали установить в Крыму статую быка как символ полуострова, Тавриды. Около моста ему самое место…

- У Крыма есть символ - грифон, но, как мне кажется, бык лучше. Ведь Таврида - древнее название полуострова. Говорят, это пошло от легенды о боге Дионисе, который на быках вскопал первую борозду и посадил виноградную лозу. И древних жителей Крыма назвали «таврами», от греческого наименования быка.

Я сделал первую скульптуру быка. А потом, когда путешествовал по Крыму, мне приснился сон, что я в своей мастерской и вдруг нахожу своего бронзового быка, но крыльями. Тот же образ я увидел в тот-же день в местном храме, под куполом – как символ Евангелиста Луки. Интересно, что рядом с храмом музей Святого Покровителя Крыма - Луки (Войно-Ясенецкого) - священника и хирурга, спасшего в годы войны тысячи тяжело раненых войнов. Сталин разрешал ему даже работать в одеянии священника. Так появилась вторая скульптура – «Крылатая Таврида». Но, к сожалению, о каком-то монументе говорить пока не приходится. Бронзовую скульптуру хотели подарить Владимиру Путину, но не получилось - «Бык» нашёл своего хозяина в Сибири. Я писал по поводу монумента «Таврида» Сергею Аксёнову (глава Республики Крым. - Ред.), но в ответ пока получаю лишь отписки. Возможно, к этой идее ещё вернутся.

- А что с другой идеей, уже челябинской? Я имею в виду памятник группе «Ариэль».

- Когда мы обсуждали эту идею, вице-губернатор Вадим Евдокимов предложил даже назвать концертный зал конгресс-холла в честь «Ариэля» и установить перед входом одноимённую статую, которую я создал.

Это очень сложный образ. Изначально кто-то говорил: давайте, мол, гранитную бочку поставим на Кировке, на ней фигуры музыкантов группы с гитарами. Я сразу сказал: нет, это не моё! Тут нужен другой образ, более сложный. Я использовал и фигуру летающего человека из романа Александра Беляева, и мифы о божестве воздуха. Интересно, что когда я создал модель статуи из воска и оставил на даче, а потом через несколько недель приехал, то просто её не узнал: слетевшиеся пчёлы её чуть не уничтожили! Видимо, насекомых привлёк запах воска. Видите, и тут не обошлось без крылатых существ!

- Говорят, что вы сотрудничали с Церетели. Это правда?

- Мы с ним знакомы лишь шапочно. Можно по-разному относиться к этому художнику, но его следует уважать хотя бы за неимоверную энергию. Он мне помог выставить работы у себя на Пречистенке. А у меня был период, когда я сам загружал работы в машину, куда-то вёз на выставки - не знал, где я там буду спать, жить! Сейчас поражаюсь, откуда только силы брались… И в Москве удалось продать много работ, завязать контакты. Хотя, конечно, если хочешь добиться успеха в столице, надо туда переезжать - другого варианта нет.

Медведь как робот-богатырь

- Вы автор многих узнаваемых эмблем и логотипов южноуральских банков, предприятий, компаний. Многие посчитали бы это не творчеством, но способом заработать. Вы согласны с таким мнением?

- Это, безусловно, творчество - как профессионалу мне за него не стыдно, Сейчас я этим уже редко занимаюсь, а был период, когда в месяц я делал до десяти символов.

С заказчиками зачастую было очень сложно. Помню в 80-х, делал эмблему для одного центра научно-технического творчества молодёжи. Чуть до скандала дело не дошло. Создал десять разных вариантов, и в итоге заказчик остановился на первом, который первоначально отвергли. Или приглашают меня и говорят: хорошо бы, чтобы на логотипе был мост. И железная дорога. И горы - мы, чай, на Урале живём! И сосны ещё. И стрелочник. Я тогда достал записную книжку и говорю: «Я вам сейчас дам телефон своего знакомого художника-живописца. Потому что для того, что вы хотите всё перечисленное вместить, нужно полотно, а не эмблема».

Хуже всего, когда какой-либо директор не может ничего выбрать и зовёт всех подчинённых вплоть до секретарши и уборщицы тёти Маши. Призывает всех: «Давайте выскажите свои соображения по поводу символа». Это верный признак, что у самого директора никаких соображений нет.

- Если логотипы - это давнее прошлое, то какие проекты для вас будущее, к которому стремитесь?

- Я уже два раза лежал в кардиологии, видел, как людей увозили в подвал, поэтому давно понял, что не хочу растрачивать свои силы на суету. Очень многое хочется ещё реализовать. Может, шаг настолько широкий, что и ширинка рвётся, ну и пусть!

Также, есть идея международного выставочного проекта «Новый передвижник». Взять парочку «ГАЗелей», оборудовать их всем необходимым и за полгода прокатиться от Пекина до Парижа. Через Челябинск, конечно. Устраивать по пути выставки. Я веду занятия со слепыми и слабовидящими детьми, и из-под их рук выходят великолепные работы! Кроме них, на выставки попадут и работы народных скульпторов, работавших по программе «Скульптор за час». Символом этого проекта станет наш челябинский верблюд - по-моему, вполне логично. В нашей команде будут художник-лектор, кинорежиссёр, два водителя и медик-психолог.

Начать можно с малого - проделать путь от Челябинска до Москвы через Уфу, Казань, а потом уже замахнуться на международный этап. Финальный этап можно приурочить к саммитам стран ШОС и БРИКС.

- Заметил, что среди ваших работ механический медведь. Это тоже какой-то новый проект? И очередное подтверждение вашей любви к механике и металлу, столь естественное для челябинского художника?

- Это начало проекта «Богатырская летопись России». Хочу воплотить героев из русского эпоса, из сказок народов нашей страны. Будут обыграны истории не только прошлого, но и будущего (например, эпохи освоения Солнечной системы и дальнего космоса). Возможно, идея трансформируется в установку в Челябинске механических животных как символов уральской металлургии и машиностроения - своего рода индустриальный зоопарк. Первым образом стал, конечно, медведь. Я соединил традиционного медведя, и хозяина тайги, сказочного богатыря и современного, индустриального, технологически насыщенного механизма. Своего рода символ России - и традиционной, и новой. Вот такие символы мне сейчас интересны.

Кстати

Какое небо не голубое…

Не все знают, что Андрей Старцев - создатель современного герба Челябинска. Как оказалось, из утверждённого варианта внезапно пропала одна деталь, которая делала герб более ярким.

- Я не революционер, но я оппозиционер и при этом консерватор, поэтому опирался на старый, дореволюционный герб, - объясняет художник. - Советский герб Челябинска с этими шестерёнками - это шелуха! Прежний герб с верблюдом нарисовал сам Татищев - может, это и легенда, но наследие надо уважать. Я добавил молоты как знак промышленного характера города, корону и александровскую ленту. Герб по проекту должен был быть трёхцветным. Зелёный и серебристый цвета сохранились, но почему-то пропало голубое небо над крепостью. И с тех пор даже наш герб без яркого чистого неба – какая-то серебристая хмарь.

Помню, когда мы праздновали в 1993-м День Города и утверждение главного символа в челябинской мэрии, я расчувствовался и сказал: «Премии не надо! Я дарю этот герб родному городу на его!» Жена, когда узнала, так меня ругала. Какую глупость иногда не скажешь в конце застолья!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах