Челябинские интеллектуалы в предвкушении одной из самых долгожданных и изысканных фотовыставок года. С 11 по 26 ноября Музей изобразительных искусств представит около сотни амбротипов – снимков на стекле, сделанных с помощью мокрого коллодионного процесса. Сложнейшую технологию, изобретённую на заре развития фотографии, восстановил мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу Алексей Серебряков. Ещё недавно он ставил мировые рекорды по тяге поезда и самолёта, а теперь предстанет перед широкой публикой в новом амплуа.
Мы поговорили со стронгменом и фотографом о том, почему односторонне развитые спортсмены - это порочный шаблон, чем уникален амбротип, и какие преграды приходится преодолевать на пути к хорошему снимку.
Работа над ошибками
Екатерина Степанюк, «АиФ-Челябинск»: Большинство людей знает тебя в первую очередь как спортсмена, силача. И тут персональная выставка, да ещё на такой солидной площадке. Как в тебе проснулось творчество?
Алексей Серебряков: Мама работала в проектном институте, поэтому вокруг всегда были художники и архитекторы. Фотографировать начал с детства – в школе печатали снимки, сделанные на плёнку. Затем стал осваивать «цифру», после - заинтересовался среднеформатной плёнкой, а несколько лет назад и амбротипией. Близкие всегда знали, что я творческий парень. Недавно прочитал книгу «Справедливость силы» Юрия Власова (советского тяжелоатлета, установившего 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР, - прим. ред.). Он там рассуждает о поэтах-обэриутах – Александре Введенском, Данииле Хармсе. И знаете, меня всегда интересовали такие вещи.
- То есть шутки о недалёких спортсменах – стереотип?
- Нельзя судить о человеке, не зная его. Не только у спортсменов сейчас низкий уровень грамотности. Каждый день в социальных сетях мне приходит по 50 сообщений. И если хоть два из них написаны без ошибок, это уже хорошо. Кто-то может подумать, что я злой, ибо в беседе всегда поправляю. Но я работаю над собой и жду этого от окружающих. Если пунктуационные ошибки ещё проскальзывают, то с орфографией у меня проблем нет.
- А какое у тебя образование?
- Самостоятельное. Я учился в педагогическом университете на преподавателя ОБЖ и физкультуры, но потом увлёкся спортом. Сложно было совмещать, поэтому вуз так и не окончил.
Школьная химия пригодилась
- Амбротипия – один из сложнейших видов фотографии. Почему выбрал такую технику?
- Бумаги выцветают, а «амброс» – значит «вечный». Благодаря тому, что изображение закрыто лаком, до нас дошли амбротипы 1850-х годов. Так мы узнали, как выглядел Авраам Линкольн и Крымская война.
Я шёл к этому постепенно, расширяя свой фотографический язык. В России сегодня только около 30 фотографов профессионально делают амбротипы. Освоить эту технику мне помогли мастера из Москвы и Санкт-Петербурга. Пригодились школьные знания по химии, я тогда даже на олимпиады ездил! Долго пришлось собирать растворы, достать серебро, бромид кадмия и йодид калия в нашей стране сложно. Надо договариваться с лабораториями и химзаводами. Притом что в Америке такие наборы для амбротипистов свободно продаются.
- Наверно, реагенты дорогие?
- Разумеется, на «цифру» легче и дешевле снимать. А тут проявитель надо делать порционно, серебро истощается, надо постоянно досыпать. Приходится всё делать самому – от нарезки стёкол до закрытия готового снимка консервирующим покрытием. Мне хотя бы в ноль выйти, чтобы это окупилось.
- Люди уже делают тебе заказы?
- Если полностью встать на коммерческую ногу, можно отпугнуть божественное проведение. Не хочу превращаться в коммерсанта. Хотя, конечно, в истории встречались и такие случаи, например, Пабло Пикассо был классный и успешный при жизни. Обычно я сам приглашаю на съёмку знакомых. И получившуюся картинку оставляю в своей коллекции. Если увижу, что у портретируемого горят глаза, могу и подарить.
Кровь хлещет, стёкла летят
- На твой взгляд, в Челябинске много интересных типажей?
- Специально никого не ищу, любопытные лица встречаются случайно. Еду на машине, а на остановке стоит девушка, похожая на английскую королеву. И даже не знает этого. По дороге в студию в деревне Колупаевка тоже нередко встречаются необычные персонажи. Всегда спрашиваю себя: «Если не сейчас, то когда?» Надо пользоваться моментом, поэтому если есть свободное время, стараюсь останавливаться и приглашать.
- И как люди реагируют? Не пугаются твоего внешнего вида?
- Наверно, думают, что я маньяк. Это сейчас мой вес немного снизился, я стал похож на обычного толстячка, 140 кг вместо 160. А когда тренируюсь, мышечные ткани наполнены кровью, буквально куски мышц торчат. Вид, наверное, устрашающий. Поэтому сначала показываю работы, даю время подумать. Некоторые всё-таки соглашаются.
- Легко найти с моделями общий язык?
- Расположить несложно, а вот для создания хорошего портрета надо потрудиться. Портретируемый несколько секунд не должен шевелиться и моргать, для этого используется специальное приспособление для упора головы сзади. Мне во время съёмки также непросто. Я же большой, словно слон в посудной лавке. Иногда так взмокнешь от напряжения, что с носа льётся пот. Бывает, начинаю поливать стекло раствором и не замечаю, как режусь острой кромкой. Кровь хлещет, а мне надо быстро проявить снимок. За съёмку теряю до 3 кг, а снимков только два успеваю сделать. Пока подготовил человека, усадил, выбрал ракурс, почистил пластину, полил, пошёл в тёмную комнату и положил в ванну с серебром, пока серебро перешло на пластину, затем вставил её в кассету, сфотографировал, проявил, высушил, – прошло три часа!
Путешествие в воображариум
- Видела, у тебя много стилизованных фотографий.
- На самом деле это тупиковое развитие, я уже побаловался этим. В амбротипии важно другое - передать суггестивное ощущение. Чтобы после просмотра фотографии в голове зароились мысли. Если художнику удаётся вызвать чувство тревоги или страха – это вообще удача. Снимок должен отправлять человека в некий воображариум, в путешествие, может быть, в детство.
- Больше нравится фотографировать людей или природу?
- Иной раз хочется побыть одному, побродить по лесу в поисках удачного места. Время на природе пролетает быстро, только и замечаю, как меняется свет.
- Почему отдаёшь предпочтение чёрно-белой фотографии?
- Амбротипы на самом деле серебристо-чёрные. А что касается цвета, то он всегда должен быть сигнальным, нести какую-то информацию.
- В серии, сделанной на Кубе, наоборот, противоположные снимки, яркие.
- Там другая техника, среднеформатная плёнка, но всё равно виден мой почерк. Посмотрите, как сочетаются цвета, - стоит человек на фоне зёленой стены, а рядом розовая швабра. Я стремлюсь к тому, чтобы цвет оправдывал себя. А не так, как делают многие: приехали на отдых и начали фотографировать всё подряд. Это не фотография, а заметки для домашнего просмотра.
- Кстати, почему не снимаешь улицы Челябинска?
- Если найду что-то интересное, обязательно сниму. У меня, например, есть фотография улицы Морской – вид на металлургический комбинат. Там он выглядит как замок Снежной Королевы, весь в инее.
Не время рекордов
- Такое ощущение, что увлечение фотографией полностью вытеснило из твоей жизни спорт.
- Действительно, немного охладел к нему, на соревнованиях последний раз выступал два года назад. Полностью спорт, конечно, не отпускает, но рекордов пока не планирую. Может быть, продолжу в поддерживающем режиме или выступлю в какой-нибудь узкоспециализированной дисциплине, например, подъём на кисть или на бицепс. Я много времени отдал спорту, теперь интересно развиться в другом направлении.
- А как насчёт другого твоего увлечения – парфюмерии? Не думал совместить выставку с дегустацией духов?
- Это было бы интересно, но проблематично. Можно под какой-то конкретный аромат подбирать фотографию. Надо предложить сотрудничество какому-нибудь парфюмерному магазину.
- В социальных сетях все просят помочь тебе с организацией выставки, кто чем может. Неужели спонсоры не находятся?
- Оформление работ требует колоссальных расходов. Крупные компании, которые любят рекламировать свои добрые дела, меня разочаровали. Поэтому собираем всем миром.
Мнение
Светлана Ветрова, участник кураторской группы Soft Focus, готовящей выставку Алексея Серебрякова в Музее изобразительных искусств:
- Если говорить о фотографической среде в нашем городе, то стоит отметить, что, челябинская публика больше приучена к репортажной фотографии, где в первую очередь предстают события и эмоции. А, например, абстрактная фотография, которая интегрирована в современное изобразительное искусство, у нас выставляется гораздо реже. Поэтому нашей кураторской группе интересно знакомить челябинцев именно с современной арт-фотографией во всём многообразии её сложных техник.
Алексей Серебряков заинтересовал нас своим нешаблонным подходом к искусству. Знаете, у него прекрасное эстетическое чутьё, он не идёт на компромисс с народным вкусом, он честен сам с собой.
У Алексея есть работы, где велика доля случайности, где у людей свободные жесты, позы, мимика, а есть и почти авангардные снимки со сложной композицией. В амбротипии интересно настраивается зона резкости, есть несколько точек фокуса, и, разумеется, всё определяется тем, на чём фотограф хочет сделать акцент. В некоторых портретах у Серебрякова лицо портретируемого остаётся почти размытым, но зато чётко рисуется структура волос или ткани на одежде. Алексей испытывает любовь ко всем проявлениям материального мира – запахам, вкусовым и тактильным ощущениям. И все работы его брызжут этим чувством любви к жизни. Когда смотришь на его снимки, будто кончиками пальцев ощущаешь все поверхности – бархатистость, шершавость или гладкость. Он любит форму, пластику, материя вокруг него чувственная, налитая, сгущенная, имеющая свой вес, занимающая определённое положение в пространстве.
На выставке в музее мы представим сложную экспозицию, где в одном блоке будут объединены портреты, натюрморты и даже пейзажи. При том, что последние очень сложны в амбротипной технике, так как для съёмки на открытом воздухе необходимо обеспечить ряд условий, с трудом осуществимых вдали от студии: возможность часть работы провести в полном затемнении, наличие большого объёма воды для промывки. Алексей для этого смонтировал в машине специальную систему с тёмными шторами в багажнике. Большую часть выставки займут непосредственно стёкла формата 13 на 18 см и 18 на 24 см. Некоторые работы распечатаем, так как при увеличении амбротипа можно разглядеть предметы в мельчайших деталях.
Надеюсь, эта информация облетит всю Россию, и мы провезём выставку по многим городам.
Досье
Алексей Серебряков родился в Челябинске в 1978 году. Мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, чемпион России и мира. В 2006 году попал в Книгу рекордов Гиннеса, сдвинув с места самолет Ту-134А весом около 50 тонн. В 2011 году вместе с Вячеславом Максютой поставил рекорд Гиннеса по тяге поезда весом 465 тонн. Фотограф, режиссёр, автор двух короткометражных фильмов («Лица Кубы», «Туонельский лебедь»). Амбротипией занимается с 2015 года.