Африканскими музыкантами, исполняющими на барабанах этническую музыку, южноуральцев не удивить. Совсем другое дело – классический струнный квартет (виолончель, альт и две скрипки). Играют всё: от песен певицы Ёлки до «Битлз», от Мурата Насырова до Антонио Вивальди. Рассказываем, как парни из жаркой Анголы оказались в Челябинске.
Вызов из России
Со струнным квартетом «Симфоника» мы познакомились на прошедшем по всей России «Большом этнографическом диктанте». Музыканты участвовали в концерте, который состоялся после мероприятия. Оказалось, молодые люди – студенты Челябинского государственного института культуры. Договорились встретиться в репетиционном зале вуза для небольшого интервью.
В назначенное время открываю дверь Челябинского института культуры и вижу группу темнокожих ребят. Подхожу, здороваюсь, но оказывается, что это вовсе не мои новые знакомые. К счастью, ситуация быстро разрешилась: участники квартета сидели в сторонке и что-то увлечённо обсуждали. Владеют они двумя языками: родным португальским и - благодаря стараниям преподавателей института - русским.
«Вижу, что в институте культуры учится немало африканских студентов», – обращаюсь я к лидеру группы «Симфоника».
«Да, нас 23 человека. Все мы из ангольского города Луанда. И не только из одного города, но и из одной музыкальной школы! Она называется «Капосока»», – рассказывает Масиэл Хебо.
Студенты прибыли в Челябинск по программе российско-ангольского сотрудничества, утверждённой на уровне правительств двух стран. Ангола – очень музыкальная страна. Там много верующих христиан, а богослужения нередко совершаются в форме музицирования. С раннего детства прихожане слышат живую музыку, и это вдохновляет их освоить какой-либо инструмент.
«Я смотрел на друга, который играл на фортепиано, и тоже решил начать. Какое-то время занимался, но потом в музыкальной школе мне предложили: «Давай попробуем скрипку». Я не стал спорить и в итоге играю на двух инструментах: для широкого круга людей – на скрипке, а для друзей могу сесть и за фортепиано», – говорит Антонио Фауштину.
Похожая история у Абимаэля Монанганги. Родители мальчика тоже увлечены домашним музицированием: отец играет на перкуссии, мама поёт. Сам он решил осваивать барабаны.
«А в музыкальной школе мне говорят: «У тебя такие большие сильные руки! Им бы очень подошла виолончель». Я даже спорить не стал. Воспринял это как вызов и начал заниматься. Я вообще очень люблю профессиональные вызовы», – признаётся Абимаэль.
Двое других участников квартета в детстве не особо интересовались музыкой. Мануэль Жобе мечтал стать знаменитым футболистом и начал делать на поле первые успехи. Сестра привела его в музыкальную школу, где он выучился на альтиста. А Масиэл Хебо выбрал свою стезю благодаря телевизору. Там показывали, как симфонический оркестр играет «Времена года» Антонио Вивальди, и мальчику этого хватило, чтобы принять для себя решение. Разумеется, сейчас «Времена года» тоже есть в репертуаре квартета.
Несмотря на музыкальность местных жителей, Анголе катастрофически не хватает профессиональных исполнителей. Вот и возникла идея обучить выпускников музыкального колледжа «Капосока» в России. По условиям контракта, выпускники обязаны вернуться обратно и пять лет преподавать в колледже, а также играть в симфоническом оркестре.
Есть всё, кроме рыбы
Примечательно, что наши собеседники – первые участники российско-ангольской образовательной программы. Они приехали в Челябинск четыре года назад. Сейчас выпускники «Капосоки» продолжают обучение в музыкальных вузах нескольких российских городов.
«Не страшно было ехать в другую часть света?» – спрашиваю ребят.
«Прижиться я могу где угодно и приспособиться к любым обстоятельствам. Страх был другой: смогу ли я играть на одном уровне с остальными студентами? Вдруг меня выгонят и придётся возвращаться ни с чем?» – вспоминает Масиэл.
«А я вот плакал, боялся, что никогда не привыкну ни к стране, ни к языку, – неожиданно признаётся Мануэль. – Но нам попался очень хороший педагог Ольга Цветкова. Она нам на первом занятии честно сказала: «Играете вы, ребята, не очень хорошо, но я вас научу»».
Педагоги института культуры очень ответственно отнеслись к обучению студентов из Анголы. Разработали для них интенсивный курс и музыки, и русского языка. В итоге сейчас африканцы практически свободно говорят по-русски и делают большие успехи в музыке. Сначала их стали просить выступить на мероприятиях вуза. Там необычных студентов заметили и пригласили выступить на благотворительной акции челябинского Камерного театра, куда пришло много людей. После этого случая у музыкантов от клиентов нет отбоя: зовут и на корпоратив, и на свадьбу.
«Любую музыку можно разложить на квартет. Одни музыканты солируют, другие держат ритм. Играем хиты и песни по заявкам зрителей», – объясняет Абимаэль.
Времени парням хватает не только на учёбу и подработку, но и на спорт. Все являются членами футбольной и баскетбольной команд института, тренируются на стадионе «Локомотив». А Мануэль ещё и находит время на помощь в качестве иподиакона в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.
От смены климата парни не очень страдают, поскольку дома находились в основном под кондиционерами. А вот чего им действительно не хватает, так это качественной океанической рыбы.
Напоследок ребята сыграли несколько произведений из своего репертуара специально для автора этих строк. И стало понятно: их любят не только за необычную для русского человека внешность. Квартет невероятно чувственный и музыкальный. Это даёт уверенность, что, какую бы дорогу ни выбрали герои нашей публикации, их ждёт большое будущее.