Но можно ли сделать исторические фильмы более достоверными и в то же время обладающим художественными достоинствами? Об этом мы поговорили с доктором исторических наук, профессором ЮУрГУ Евгением Волковым.
«Русский бунт» снимали на Урале
- Какой из исторических личностей больше всего «не повезло» в кино?
- По причине социального заказа или текущей политической ситуации образы Петра I, Наполеона, Ленина, Сталина, Гитлера и других известных деятелей в кино заметно искажались. Как-то знаменитый отечественный режиссёр Сергей Эйзенштейн заметил, что лучше снимать фильм о той исторической личности, о которой немного известно. В таком случае есть широкое поле для интерпретации и можно надеяться на успех фильма. Хотя самому Эйзенштейну, судя по созданным им экранным характерам Александра Невского и Ивана Грозного, не удалось избежать влияния современности.
- Кого тогда, напротив, показывали достаточно достоверно?
- Вполне правдоподобным получился сериал «Брежнев» 2005 года о последних месяцах генсека ЦК КПСС, о его недугах и заботах, о его соратниках. Перед зрителями предстал очень реальный, неофициальный Брежнев, как с недостатками, так положительными качествами.
- Есть ли события, связанные с Южным Уралом, которые уже попадали в кино?
- Прекрасный фильм «Русский бунт», основанный на исторических изысканиях Пушкина, снял в 1999 году Александр Прошкин. Многие события картины происходят на Южном Урале, а съёмки велись в Оренбуржье. Причём режиссёр опирался не только на повесть «Капитанская дочка», но и на единственную научную работу Пушкина «История Пугачёвского бунта», созданную на основе различных исторических источников. Получилось правдиво. Пугачёв в картине далеко не идеальный герой, каким он представал в ранее снятых советских фильмах.
Ещё интересным бы получился фильм о генерале колчаковской армии Михаиле Ханжине. В 1918-19 годах, когда в Челябинске находился штаб Западной армии белых, он жил в доме на улице Цвиллинга, сохранившемся до сих пор (прямо напротив ТРК «Куба»). Там же родился его сын Юрий, с которым я общался, когда занимался своим исследованием. В советские годы вышел фильм «Гроза над белой». Ханжина в нём играет Ефим Копелян (причём, несмотря на то, что фильм в целом неудачный, Копелян сыграл хорошо). В современной картине о Ханжине можно было бы особенно заострить внимание на походе Василия Блюхера на Урал в 1918 году и противостоянии этих двух военачальников.
- А на основе каких местных событий можно снять кассовый художественный фильм?
- О Челябинском сражении между красными и белыми в июле 1919 года. Войска Колчака тогда безуспешно пытались окружить и отбросить красных назад. Интересным мог бы получиться фильм о восстании казаков и крестьян Западной Сибири и Урала против советской власти в 1921 году. Но отмечу, что картина должна не просто показывать сцены из прошлого. Нужно ещё и достаточно убедительно объяснять поступки людей, их психологию. Только тогда, возможно, появится зрительский успех.
- Вы особенно много занимались историей Гражданской войны. Насколько удачен на ваш взгляд фильм «Адмирал»?
- Главный его минус в том, что Александр Колчак показан как исключительно положительная личность, почти без недостатков. Для правдоподобия стоило бы представить и другие качества этого человека. Например, Колчак плохо разбирался в людях и политике, поэтому в его окружении оказалось много довольно сомнительных фигур. Он уклонялся от серьёзных решений в социальной и экономической сферах. Да и вообще фильм не отвечает на вопрос, почему такие мужественные и умные люди как Колчак потерпели поражение?
Кто-то из киноведов после выхода фильма отметил в прессе, что «Адмирал» стал ответом на советскую картину «Чапаев». Мне кажется, что ответ не получился. Чем импонирует образ Чапаева? Прежде всего, своей неоднозначностью, сочетанием как достоинств, так и недостатков. Киношный Чапаев похож на героя русского фольклора, близкого и понятного многим зрителям.
Вторая мировая на экране
- Мы празднуем очередной День Победы. А насколько полно показана Великая Отечественная война в нашем кино?
- До сих пор есть запретные темы. Например, власовское движение. Почему в Советском Союзе оказалось больше перебежчиков и предателей, чем в других странах в те годы? Ведь сталинский режим был очень жестоким, в стране жило много недовольных. Поэтому не случайно, что попавший в немецкий плен Андрей Власов смог собрать в Русской освободительной армии около 100 тысяч человек, чтобы воевать против СССР. На 80 процентов армия состояла из пленных красноармейцев, были в РОА и русские эмигранты. Об этом, к сожалению, фильмы сегодня не ставят. Первым подступом к данной теме стала «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Её запретили в 1971 году, поэтому картине пришлось 15 лет пролежать на полке. А ведь это один из самых лучших наших фильмов о войне!
- Чем отличаются фильмы о Второй мировой зарубежные и отечественные?
- На Западе кинематографисты в большей степени были свободны от политического заказа, снимая фильмы о войне. Наш кинематограф на эту тему силён драматическими сюжетами. Как ни парадоксально, лучшими оказались картины почти без боевых действий, но зато с удачно показанными характерами главных героев. Например, «Баллада о солдате» Григория Чухрая и «Иваново детство» Андрея Тарковского.
А на Западе удаются фильмы с большими бюджетами. К примеру, в ленте «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга есть установка, характерная для современной западной цивилизации. Она утверждает приоритет частных семейных ценностей над государственными интересами. Солдата, у которого погибли все братья, власти даже ценой жизни других военных, возвращают домой, чтобы он утешил свою мать.
- Можно ли сказать, что сейчас в отечественном кино явно не хватает исторических фильмов?
- Наше общество решает кардинальные вопросы, связанные с перспективами развития. А без знания своей истории, её осмысления трудно выстраивать успешное будущее. Поэтому историческое кино нам необходимо, на него всегда будет спрос. Другое дело, что не все кинематографисты в силу своих профессиональных качеств могут снимать высокохудожественные картины. Это долгий и кропотливый процесс, требующий многих сил, талантов и, конечно, финансовых средств.
- Всегда ли фильмы, которые задумывались как исторические, можно действительно так назвать?
- Нет. Например, при всём уважении к режиссёру Владимиру Хотиненко его картина «1612» - это просто приключения на малоубедительном историческом фоне. Но всё равно даже такие фильмы можно рассматривать как исторические документы. Дело в том, что эпоха создания картины очень сильно влияет на содержание и проявляется на экране.
Например, «1612» явно конъюнктурный продукт, ведь он вышел на экраны в связи с появлением нового праздника - Дня народного единства. А вот в другом нашем фильме про ту же эпоху, «Минин и Пожарский» 1939 года, проявилась характерная для 1930-х годов атмосфера подозрительности, поиска внутренних врагов. В фильме главной опасностью для Пожарского являются люди из ближайшего окружения, устраивающие на него покушение.
- Насколько удачно сочетается историческое кино с другими жанрами?
- Киноведы считают, что лучшие фильмы всегда сделаны на стыке разных жанров. К таким относится ряд фильмов-расследований с детективным сюжетом, к примеру, «Две строчки мелким шрифтом» 1981 года о советском историке, воссоздавшем историю одного предательства среди революционеров. Или удачная политическая сатира на Адольфа Гитлера - «Великий диктатор» Чарли Чаплина.
- А насколько оправданно натуралистичное изображение кровавых исторических эпизодов (например, в «Списке Шиндлера»)?
- Здесь мне видится перекличка с документальным фильмом Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» 1965 года. Там в сцены мирной жизни вторгаются кадры, изображающие казни граждан. В показе сути тоталитарного режима, такой подход, видимо, обоснован. Только, может быть, не стоит перегружать картину натуралистичными сценами. Кино должно удивлять и шокировать в меру.
- Есть ли какие-то достоинства в недавнем фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние» о Великой Отечественной войне?
- В этой картине я увидел одни только минусы и ни одного плюса. Например, плохо смотрится выпячивание режиссёра в качестве главного героя, образы врагов слишком одномерные. Возможно, вторая часть фильма, которая уже вышла на экраны, более сильна в историческом и художественном планах.
Ещё я слышал восторженные мнения о недавней картине «Брестская крепость». Но это далеко не шедевр. Фильм просто перегружен боевыми сценами. Что авторы хотели этим сказать? Нужно ведь было показать и внутренний мир людей.
Досье
Евгений Владимирович Волков. Родился в посёлке Бреды. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ЮУрГУ. По окончании ЧелГУ работал преподавателем истории в ссузах в 1989–97 годах, с 1998 года в ЮУрГУ. Сферы научных интересов: история Гражданской войны и белого движения, культурная память советского общества.
Автор и соавтор пяти книг, в том числе исследования “Судьба колчаковского генерала” о генерале Михаиле Ханжине - командующем Западной армией Александра Колчака.
Кстати
Киноляпы
«Александр Невский», режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 г.
В фильме. Наступление Тевтонского ордена представлено как крестовый поход в русские земли.
Правда. Нет сведений о том, что Папа Римский объявлял крестовый поход на русские земли. В картине немало и других неточностей. Немецкие рыцари детей на самом деле в Пскове не сжигали. Среди русских воинов раздаются призывы «За Русь!», но единой Руси тогда, в период феодальной раздробленности, уже не было, существовали отдельные русские земли, как самостоятельные небольшие государства. В данном случае, Невский с воинами защищал только Новгородские земли. Судя по известным документам, Невскому было чуть более 20 лет (исполнявший эту роль актёр Николай Черкасов в фильме выглядит гораздо старше).
«Сволочи», режиссёр Александр Атанесян, 2006 г.
В фильме. Во время Великой Отечественной войны советских подростков-преступников готовили как диверсантов-смертников органы НКВД.
Правда. В действительности документальных подтверждений этому нет. Сценарист фильма, писатель Владимир Кунин говорил, что сам служил в таком отряде, но в заданиях не участвовал. На самом деле он проходил службу в авиационных школах, откуда его дважды отчисляли. В то же время известно, что нацистские спецслужбы использовали некоторых советских детей в диверсионных целях.
«Красные дьяволята», режиссер Иван Перестиани, 1923 г.
В фильме. Нестора Махно захватили в плен юные красноармейцы и в мешке доставили Будённому.
Правда. Отступая в 1921 году под натиском Красной Армии отряд Махно попал в Румынию, затем после ряда злоключений (арест, суд по обвинению в подготовке восстания, попытка самоубийства) известный анархист оказался во Франции, где жил в 1925-1934 годах, а затем умер от туберкулеза.
«Золотой эшелон», режиссёр Илья Гурин, 1959 г.
В фильме. Советские подпольщики угнали эшелон и захватили золотой запас России, находившийся прежде у Александра Колчака.
Правда. Согласно историческим исследованиям золотой запас, оказавшийся у Колчака, отчасти пошёл на военные нужды его войск, отчасти запас разворовали, а остальное (причём, большая доля) впоследствии чехословаки передали большевикам в Иркутске.
«Гладиатор», режиссёр Ридли Скотт, 2000 г.
В фильме. Римский император Коммод, которого играет Хоакин Феникс, убивает своего отца Марка Аврелия, чтобы занять его место.
Правда. Марк Аврелий умер от чумы. Однако в кино это очевидно смотрелось бы не слишком захватывающе, поэтому авторы фильма решили исказить исторический факт.