Как известно, в этом году учащиеся школ пропустили большое количество занятий из-за эпидемии, дурной погоды. Кто-то (конечно, из числа взрослых) сегодня говорит, что сокращение каникулярных дней будущим летом позволит наверстать упущенное в учебном процессе, кто-то говорит о бесполезности летних походов в школу. Сами ученики высказываются однозначно против коротких каникул.
Ведущий: Андрей ТРУШНИКОВ, главный редактор газеты "Аргументы и факты - Челябинск".
Участники круглого стола:
Елена Александровна Тюрина, главный специалист отдела общего образования Министерства образования и науки Челябинской области.
Вера Михайловна Шахбанова, педиатр высшей категории, заместитель главного врача челябинской детской городской поликлиники N 10.
Виктор Владимирович Попов, исполнительный директор Союза родителей Челябинской области.
Эпидемия и дурная погода
Ведущий: Мы собрались в нашем пресс-центре, чтобы выяснить будут или нет сокращены каникулы.
Е. Тюрина: У нас есть норма закона, которая регулирует весь этот процесс. Общеобразовательная программа должна быть освоена. Другое дело, каким способом и в какие сроки это должно произойти. Конечно, желательно закончить учебный год вовремя. Для этого педагогам, руководству школ необходимо принять все меры, использовать новые методы, формы и технологии работы с детьми, которые позволят наверстать упущенное и освоить программу в полном объёме. Вопрос о каникулах часто адресуют чиновникам, но ведь за то, что выполняется или нет учебная программа, ответственность несут не чиновники, а директора образовательных учреждений. Поэтому именно директору определять, как, каким способом будет выполнена образовательная программа. Нужно ли для достижения этой цели сокращать летние каникулы, будет решаться индивидуально внутри каждой школы.
Вообще же у нас есть положение по общеобразовательным учреждениям, по которому продолжительность осенних, зимних и весенних каникул должна составлять 30 дней. И никто не имеет права сокращать этот срок. Что касается летних каникул, то типовое положение говорит, что они должны быть не менее 8 недель. То есть теоретически учебный год может закончиться и 6 июля. Но, поверьте, ни один здравомыслящий руководитель не продлит настолько учебный год. Дети должны отдохнуть и должна начаться летняя оздоровительная кампания. Выпускники должны в срок сдать экзамены. Их сроки для школ никто не переносил. Поэтому учебный год может быть продлён в отдельных школах максимум на неделю-полторы.
Ведущий: А вообще, есть ли общая статистика, кто, где и сколько пропустил занятий?
Е. Тюрина: В разных районах области ситуация обстоит по-разному. У нас было два официальных письма по введению недельного карантина в ноябре месяце. В 12 территориях карантин был продлён на вторую неделю. Также занятия в южноуральских школах отменялись и по причине очень низких температур. В 15 территориях области эта проблема была наиболее остра. Озвучить усреднённую статистику по всем школам невозможно, всё очень индивидуально. Количество пропущенных занятий в отдельных школах колеблется от 1 до 6 недель.
Ведущий: Кстати, в сети Интернет активно обсуждали слухи о том, что все эти отмены школьных занятий из-за эпидемии были надуманны, так как настоящей эпидемии и не было, а была лишь паника, основанная на страхе перед заболеванием и подогреваемая "жадными" фармацевтическими компаниями.
В. Шахбанова: Позволю себе не согласиться с такими мнениями. Даже для меня, педиатра с 30-летним стажем, эта ситуация была внештатной. Во-первых, в прошлом году эпидемия началась гораздо раньше, чем обычно: не в начале декабря, а уже в ноябре. Вызовов было огромное количество. Даже мне, человеку, который отвечает за организацию работы в поликлинике, впервые за много лет пришлось ежедневно выезжать минимум на 20 вызов в течение 2-х недель. Дети были действительно тяжёлые. Я никогда такого не видела. Эпидемия на самом деле была, и ситуация не была раздутой, она была критической.
Ведущий: Как отразилось на эпидемии то, что школьников распустили?
В. Шахбанова: Очень хорошо, что врачи и педагоги смогли слаженно принять это решение. Если бы карантин не был введён, и мы не разобщили детей, последствия вообще могли быть самыми тяжёлыми. Точнее, непредсказуемыми.
Е. Тюрина: К слову, мониторинг по заболеваемости гриппом и ОРВИ до сих пор проводится в наших учебных заведениях. Несмотря на то, что заболеваемость уже давно пошла на спад, мы еженедельно получаем отчёты со всех территорий о ситуации.
Здоровье важнее
Ведущий: Не секрет, что дети негативно относятся даже к попыткам обсуждения вероятности сокращения летних каникул. Некоторые педагоги этого, наоборот, не исключают. Что думает по сему поводу третья сторона - родители?
В. Попов: Мы не выкручиваем руководителям школ руки: в интересах родителей, чтобы дети усвоили программу в полной мере, как минимум, потому что впереди их ждёт сдача ЕГЭ. Но нужно понимать, что не вина ребёнка, что были морозы и эпидемия. Он ждёт с 1 июня своего положенного "отпуска". Да и родители планируют летний отдых заранее, покупают путёвки. Не нужно забывать, что есть такие понятия, как семья и семейный бюджет.
Также нужно помнить, что усвоение программы зависит не от продолжительности учебного года, а от профессионализма педагогического коллектива конкретной школы. И в следующем году педагогам нужно обратить внимание именно на качество подачи материала, чтобы в любых условиях не приходилось покушаться на детский отдых.
Е. Тюрина: Я полностью согласна с тем, что всё зависит от профессионализма учителей, грамотной организации учебного процесса. К примеру, во время карантина и морозов руководители ряда южноуральских образовательных учреждений перешли к дистанционному обучению. Ведь сегодня у большинства школ есть свои собственные сайты, почти у всех детей есть выход в Интернет, поэтому обучение он-лайн - это уже состоявшаяся реальность. Многие учителя давали домашние задания и проверяли их через сеть Интернет. Сегодня у школ, где применили эту методику, проблем значительно меньше.
В. Попов: Но не нужно только забывать, что Интернет хотя и есть во многих семьях, но всё-таки далеко не у всех. Да и не каждый ребёнок захочет заниматься уроками дома, особенно при отсутствии контроля со стороны взрослых, а ведь в морозы и эпидемии у родителей работу никто не отменяет.
Ведущий: Кстати, а как медицина смотрит на то, что летние каникулы могут сократиться? Не повлияет ли это негативно на здоровье детей?
В. Шахбанова: Продление учебного года на срок до 10 дней - не проблема. Думаю, к этому адекватно отнесутся и родители, и учителя, и врачи, и даже дети. Но в любом случае мы должны вовремя начать оздоровительную кампанию. Иначе здоровью детей будет нанесён ущерб. Среди врачей есть даже такое понятие "уральский ребёнок". У нас непростая экология, некомфортный климат, поэтому серьёзное сокращение каникул может значительно сказаться на здоровье детей.
Роль летнего отдыха в оздоровлении сложно недооценить. Конечно, не все смогут увезти ребёнка за пределы Челябинска. Но и в черте города будут работать санатории. Да и школьные лагеря придут на выручку. В конце концов, они тоже вывозят детей за город или в бассейн. Мы хотим призвать родителей, чтобы они спланировали отдых ребёнка, чтобы для школьника не пропал даром ни один летний месяц. Тем детям, которые летом нормально оздоравливаются, как правило, хватает того запаса энергии, который они получили за лето, и осенью-зимой они не болеют. Но нужно помнить, что оздоровлением нужно заниматься не только в летнее время, но и весь год. Витаминизацию нужно проводить круглый год.