Примерное время чтения: 6 минут
47

Нерешаемых проблем не бывает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 31/03/2010

Всего год назад третий по величине город Челябинской области существовал словно бы в прифронтовых условиях. Если в этом сравнении и есть доля преувеличения, то совсем небольшая. Ещё в начале 2009 года в Златоусте разного рода коммунальные катаклизмы в виде отключения тепла, электроэнергии, газа из-за хронических неплатежей были чуть ли не обыденным явлением.

По официальным данным, к началу мая минувшего года многочисленные коммунальные организации задолжали поставщикам энергоресурсов астрономическую многомиллионную сумму. Средняя задолженность составляла более шести месяцев. Сложившуюся ситуацию действующий губернатор Челябинской области Пётр Сумин охарактеризовал как коммунальную катастрофу. Положение дел в златоустовском ЖКХ стало одной из причин командирования в город специального представителя губернатора Александра Караваева.

- Анализ реального положения дел много времени не потребовал, - рассказывает заместитель главы города, курирующий вопросы ЖКХ, Константин Иванов. - На тот момент большинство из работавших в Златоусте 13 жилищно-коммунальных компаний пребывали в предбанкротном состоянии, и для нормализации платёжной дисциплины взять с них, по большому счету, было нечего.

Если власть употребить

Ситуация, в общем, обыденная. Она характерна для всего жилищно-коммунального хозяйства страны на нынешнем этапе его развития. В подавляющем большинстве случаев управляющие организации должны поставщикам энергоресурсов суммы гораздо большие, чем этим организациям задолжали непосредственные потребители услуг. Сам по себе этот факт, по действующему законодательству, прямым нарушением не является. Это и создаёт благоприятную почву для возникновения ситуаций, подобных златоустовской.

Но здесь дальше отступать, как говорится, было некуда. Новому руководству города не пришлось изобретать велосипед. Спецпредставитель губернатора и его команда действовали в существующем правовом поле. Конечно, никто не вправе вмешиваться в текущую деятельность хозяйствующих субъектов, которыми являются управляющие компании. Это знают все. Но вот о законном праве муниципалитетов контролировать и организовывать работу коммунальных служб через договорные отношения почему-то вспоминают значительно реже. В Златоусте решили пойти именно по этому пути.

- В сжатые сроки мы совершенно по-новому выстроили систему договорных отношений с управляющими организациями, - продолжает Константин Иванов. - И уже с середины 2009 года дело было организовано таким образом, что платежи за коммунальные услуги буквально в момент их поступления перенаправлялись на счета непосредственных поставщиков энергоресурсов. Управляющим организациям оставались положенное им агентское вознаграждение и деньги, предназначенные на текущий ремонт жилищного фонда. Результат, как говорится, налицо. За четыре месяца удалось сократить шестимесячное отставание в расчётах до, в общем, приемлемого показателя в 1,2 платёжного периода.

Из худших - в лучшие

Иными словами, задолженность коммунальных служб Златоуста перед поставщиками сегодня составляет, против недавних шести месяцев, около одного месяца. А это, с учётом каких-то задержек с проведением платежей и временем, необходимым на их обработку, находится в пределах текущих платежей. За минимальное время город из коммунальной "чёрной дыры" превратился в передовика. Этот показатель сегодня - один из лучших в Челябинской области.

Налаживание платёжной дисциплины являлось неотложной задачей. Но одного лишь латания дыр и ликвидации коммунальных пожаров для новой команды управленцев было недостаточно. Был организован и проведён комплексный анализ эффективности расходов обслуживающих организаций, и эти расходы были сокращены в несколько раз. Кстати, такой подход жители Златоуста в полной мере оценили в начале нынешнего года, когда в своих расчетных квитанциях за коммунальные услуги они увидели не астрономический, а вполне ожидаемый рост цен, один из самых незначительных на Южном Урале. Этого удалось добиться за счёт конструктивной работы с Единым тарифным органом Челябинской области и благодаря дальнейшей оптимизации стоимости собственных коммунальных расходов. Например, рост тарифов на содержание и ремонт жилья в нынешнем году по Златоусту составил четыре процента при среднеобластном увеличении более чем на девять процентов.

Думают о перспективе

Всего четыре месяца понадобилось Златоусту для того, чтобы из перманентного аврального режима перейти в русло планомерной работы на перспективу. А планы у руководства третьего по величине города Южного Урала в этом смысле амбициозные. В стадии радикального реформирования пребывает организация работы городского общественного транспорта. Пожалуй, одними из первых в области златоустовцы озаботились оптимизацией пассажирских маршрутов. Причём в этой схеме учтены не только интересы муниципального транспорта, но и частных перевозчиков. Фактически в городе создаётся единый транспортный организм, в котором, например, маршрутные такси являются органической составляющей общегородских перевозок. И ведь оказалось, что при разумной организации дела в выигрыше могут оказаться все: и муниципальные перевозчики, и частники и, что самое главное, - пассажиры.

- В 2010 году мы предполагаем выполнить значительные объёмы по федеральной программе капитального ремонта жилых многоквартирных домов, - говорит руководитель МУ "ЖКХ" Златоуста Дамир Галеакбаров. - В настоящее время рассматривается наша заявка на привлечение 290 миллионов рублей для реализации этой программы. Если всё будет так, как мы задумали, в нынешнем году мы сможем организовать и провести комплексный капитальный ремонт 53-х многоквартирных домов. Для нашего города это солидные объёмы, но всё же они не исчерпывают всех потребностей жилищного фонда. По большому счету, в тех или иных видах ремонта нуждается до 80 процентов жилищного фонда. Но для этого мы будем изыскивать и другие возможности, другие источники финансирования.

Судя по всему, в скором времени о коммунальных реформах в Златоусте заговорит вся Россия. Фактически дан старт городской программе энергоэффективности и энергосбережения. Здесь златоустовцы стали первыми во всей Челябинской области. Начался комплексный аудит эффективности использования всех видов энергетических и тепловых ресурсов. Ревизии будут подвергнуты все теплотрассы, все энергоёмкие объекты. Разработан график оснащения всех без исключения муниципальных объектов приборами учёта и контроля энергоресурсов. Эти меры уже в обозримом будущем сделают коммунальное хозяйство города инвестиционно привлекательным. Стало быть, будет возможность вложения солидных средств в инновационные проекты, которые сулят инвесторам немалые прибыли, но, что самое главное, городское хозяйство получит мощное развитие, а жизнь простых златоустовцев станет более удобной и комфортной.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно