Примерное время чтения: 4 минуты
182

Хрупкий бизнес из печи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 03/03/2010

На зарплату художника-оформителя, а она у мастеров из Долгодеревенского Виктора Козейчика и Александра Уракова совсем небольшая, далеко не уедешь. Потому около 10 лет назад они, увидев необычные стеклянные сувениры в соседнем Екатеринбурге, решили попробовать освоить технику с диковинным названием фьюзинг, по-русски - спекание стекла.

Уже спустя год-другой из специально приобретённой под "выпечку" стекла печи стали выходить разноцветные тарелочки с затейливым узором, сказочные цветы и красочные панно.

Ажурные леденцы

Небольшая стекольная мастерская художников расположилась в обветшавшем здании, где когда-то был сельский клуб. Именно здесь разрабатываются эскизы, затем при помощи щипцов или стеклореза "нарезаются" заготовки и в специальных печах происходит сам процесс спекания: разноцветные кусочки стекла, выложенные на основе, превращаются с ней в единый пласт, образуя при этом необычные картины или объёмные фигуры.

- Раньше мы занимались лаковой мозаикой и витражами. Но в 2000 году случайно увидели изделия из стекла и загорелись попробовать себя в новом деле, - вспоминает Александр Ураков. - Правда, загвоздка тогда вышла с печкой. Немецкая, на которой мы отучились на семинаре в Москве, стоила 18 тысяч долларов. Сумма для нас, простых культработников, неподъёмная. Печь российского производства, размером поменьше, стоила пару тысяч долларов. Её и купили, решили и сэкономить, и поддержать отечественного производителя. Вторую печку нам помогли сделать уже местные мастера.

По признанию ваятелей, почти год они постигали азы работы со стеклом.

- Руки одубели от порезов. Даже вырезать обычный квадратик получалось с трудом. Тогда было не до доходов, - смеётся Виктор Козейчик.

Зато сейчас хрупкий материал подчиняется стекольщикам, и в мастерской рождаются причудливые панно с изогнутыми линиями, яркие тарелки с играющей всеми цветами Жар-птицей, по-весеннему свежими цветами и яркими фруктами. А из изумрудных, золотистых и красных обрезков стекла делают ажурные тарелочки, похожие на леденцы, в шутку называя их баловством из отходов производства.

Кстати, свою первую серьёзную работу мастера сделали для родного села: в местном доме культуры несколько лет назад был установлен огромный витраж, выполненный Александром и Виктором. Сегодня за их плечами уже участие во всевозможных выставках и фестивалях и сотни эксклюзивных работ.

Стеклянная несовместимость

- Стекло капризное. Здесь мало точно состыковать детали, - говорит Александр Викторович. - Тысячные доли в несовпадении коэффициентов расширения стекла губят всю работу. Если есть несовпадение в двух соседних фрагментах выложенного рисунка, обязательно получатся трещины.

Другая проблема у стекольщиков заключается в непредсказуемости цветов при спекании. В своём производстве они используют стёкла разных цветов, которые при наложении дают всевозможные оттенки.

- Иногда даже листы одного производителя дают самый непредсказуемый результат, - разводит руками Виктор Петрович. - Если у американского "Спектрума" есть хоть какие-то гарантии, то у наших производителей сам чёрт ногу сломит. Однажды мы из оранжевого листа получили очень красивый золотисто-жёлтый цвет. Специально заказали его побольше. Так ведь ни один больше лист не дал нужного результата. На выходе из печки получались ярко-красный, тёмно-оранжевый, медный - любой, но только не нужный нам оттенок.

К слову, стоит стекло недёшево. "Спектрум" - около 3-х тысяч рублей за квадратный метр, прозрачное для подложки - чуть больше 1 тысячи, российское "Старьевское" - дешевле, но и оно влетает в копеечку. Стеклянный эксклюзив в мастерской не залёживается. По словам Виктора и Александра, им даже реклама не нужна: сарафанное радио приносит заказы.

- Но в этом стеклянном деле нам ещё копать и копать, - говорят художники.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно