Ежегодно в Челябинской области под лёд уходят автомобили. Что делать, если машина провалилась, как из неё выбраться водителю и пассажирам?
В 2009 году южноуральские спасатели трижды выезжали на подобные случаи. И все три раза жертвами обманчиво крепкого льда становились рыбаки, желающие иметь "тёплые колеса" и все снасти под боком. Слава богу, обошлось без человеческих потерь. А вот своих "ласточек" горе-водители лишились. В этом году сотрудники поисково-спасательной службы Челябинской области с "подлёдниками" ещё не работали, но не исключают, что весной к ним обратятся хозяева утопших машин.
Комфортная рыбалка
Из опыта прошлых лет челябинские спасатели уже знают, что чаще всего в "ледяную" ситуацию попадают рыбаки, которые пытаются сэкономить время, и выезжают на лёд, рискуя собственной жизнью.
- Желательно на лёд не выезжать вообще, - говорит Александр Солодянкин, спасатель 2-го класса ПСС Челябинской области, старшина водолазной станции. - И не надо думать, что если зима была холодная, то лёд толстый и крепкий и выдержит автомобиль.
По словам спасателя, нужно учитывать особенности льда. Может быть, лёд сам по себе толстый, но пористый. А это уже фактор риска.
- Причём первый лёд намного прочнее, чем последний, - уверяют спасатели. - Если он может выдать свою небезопасность характерным треском, то о последнем, весеннем, льде этого не скажешь. Он может быть толщиной с метр, но иметь игольчатую структуру. Разойдётся такой буквально под ногами. Или под колёсами.
Свою роль играет и глубина того места, на которое выезжает машина. На большей глубине вода промерзает медленнее. Это значит, что и толщина ледяного покрывала будет меньше, чем у берега. Другие факторы - скорость течения воды в водоёме и стоки промышленных предприятий.
- Недавно на Миассе под лёд провалился мужчина, - рассказывает Александр. - И это несмотря на то, что морозы стояли почти две недели.
Автоплен
Шанс на спасение обычно есть всегда. По крайней мере, у водителя и его пассажиров.
- Прежде всего, не паникуйте. В первую очередь, необходимо отстегнуть ремень безопасности, - дают рекомендации спасатели. - Если машина уходит под лёд, помните, что открыть двери будет гораздо проще, когда салон уже частично заполнен водой, чем во время погружения. Также лучше скинуть зимнюю одежду, которая затруднит ваши движения в воде. Тоже самое касается и пассажиров.
А вот спасти "железного коня" удаётся далеко не всегда. Безусловно, вытащить его можно, и сотрудники водолазной станции принимают подобные заказы, но стоит это недёшево. Так, час водолазных работ с мая по сентябрь обойдётся почти в 7 тысяч рублей, с октября по апрель - в 11 тысяч рублей. Поиск при этом нередко осложняется тем, что хозяин "утопленника" не может указать точное место, где стояло авто.
- Однажды в моей практике был случай, когда под лёд ушёл автомобиль, который просто скатился с берега, - рассказывает А. Солодянкин. - Водитель просто забыл поставить машину на ручник... Он потом не мог даже показать место стоянки. То ли от шока, то ли забыл...
Отдельно оплачивается и подъём машины. Обычно эта услуга оценивается в 10-15% от стоимости автомобиля. Получается, что за хорошую иномарку придется выложить 70-150 тысяч рублей, а спасение "копейки" обойдётся в пару тысяч. Правда, смеются водолазы, за такие деньги ни один аквалангист работать не будет.
- Ещё во времена Советского Союза в Финском заливе под лёд однажды ушло сразу около 30 машин, - вспоминают сотрудники экстренной службы со стажем. - Так доставали их с помощью вертолётов. В то время каждая машина обошлась в 800 рублей. К слову, автомобиль тогда стоил не больше 5 тысяч рублей. У нас такая помощь вряд ли возможна даже теоретически.
Но, даже достав машину после "погружения", неизвестно, возможно ли её будет восстановить, особенно если это напичканная тонкой электроникой иномарка.
- К нам водители иногда обращаются и через полгода, - смеются спасатели. - Зимой буёк ставят на месте происшествия, а весной мы пытаемся найти автомобили. Только спустя полгода что там можно восстановить? Мы всегда говорим, что проще вообще не выезжать на лёд. Как говорится, бережёного Бог берёжет.