Примерное время чтения: 6 минут
70

Проблему решим сообща

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 02/12/2009

Железнодорожники несут огромные убытки от пригородных перевозок. Если региональные власти не решат вопросы с их компенсацией, пассажиры могут остаться без электричек, а работники железных дорог - без рабочих мест.

В последнее время любую проблему привычно списывают на кризис. Нет денег, не хватает ресурсов - виноват кризис. И когда железнодорожники заявляют о своих "головных болях", то все думают: "Ну чего они хотят, ведь сейчас всем трудно". Да, трудно всем. Но если прикрываться пресловутым кризисом и делать вид, что проблемы отдельно взятой отрасли - это проблемы самой отрасли, то всё может закончиться, как в истории с "Титаником".

Магистраль без компенсаций

По мнению президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, организация пригородных перевозок в будущем году находится под угрозой. Беспокойство руководителя железнодорожной отрасли вызывает тот факт, что региональные власти не желают компенсировать потери в доходах ОАО "РЖД" и пригородных компаний от этих перевозок. Ожидаемые убытки компании от пригородных пассажирских перевозок в 2009 году могут составить около 35 млрд рублей.

То, что пригородные перевозки являются убыточным видом деятельности для "Российских железных дорог", - ни для кого не секрет. Проблема возмещения регионами убытков от пригородных пассажирских перевозок остро стоит на протяжении многих лет. Средний уровень соотношения действующих тарифов на проезд в пригородном сообщении к его себестоимости не превышает 50 процентов.

Железнодорожники, понимая свою социальную ответственность в реализации права граждан на свободу передвижения, на протяжении нескольких лет принимают убытки на себя и одновременно ведут переговоры с региональными властями, надеясь на исполнение последними своих обязательств. Ответственность за организацию пригородных пассажирских перевозок законодательно закреплена за органами государственной власти субъектов Федерации. Они же должны участвовать в государственном регулировании железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, устанавливая тарифы. Однако вводить государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров региональные власти имеют право лишь при условии возмещения убытков, возникающих вследствие этого регулирования. Убытки должны возмещаться за счёт средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для возмещения убытков (так называемых "выпадающих доходов") железные дороги ежегодно заключают с регионами соглашения о сотрудничестве, но объёмы финансирования пригородных перевозок со стороны субъектов Российской Федерации сохраняются на уровне 2-3 млрд рублей в год, что составляет лишь порядка 10 процентов от суммы выпадающих доходов.

Регион, который обслуживает Южно-Уральская магистраль - филиал ОАО "РЖД", эта проблема коснулась в полной мере. По данным за 2008 год расходы за пригородные пассажирские перевозки на ЮУЖД составили 2,3 млрд рублей, доходы - 573 млн рублей, убыток - 1,6 млрд рублей. По итогам прошлого года из бюджетов Челябинской, Оренбургской и Курганской областей в счёт компенсации выпадающих доходов Южно-Уральская магистраль получила лишь 391,7 млн рублей. Получается, что финансовой поддержкой регионов ЮУЖД было компенсировано лишь 23,4 процента от суммы убытка. Соответственно, остальные деньги на компенсацию убытков пришлось "доставать из кармана" компании РЖД.

За 10 месяцев этого года в счёт компенсации выпадающих доходов из субъектов Российской Федерации Южно-Уральская магистраль получила 101,2 млн рублей, в том числе от Челябинской области - 20 млн рублей (в 12 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года!), от Оренбургской области - 40 млн рублей, от Курганской области - 41,2 млн рублей в виде предоставления льготы по налогу на прибыль. Таким образом, финансовой поддержкой регионов пока компенсировано лишь 8,6 процента от суммы убытка, предъявленного ЮУЖД к компенсации.

Коллапс или развитие?

Что ждёт нас в будущем году? В настоящее время законы о бюджете на 2010 год в субъектах РФ ещё не приняты. Но, по предварительным данным, регионы смогут выделить Южно-Уральской железной дороге в счёт компенсации выпадающих доходов всего 147,5 млн рублей (81 млн рублей по Челябинской области и 66,5 млн рублей - по Оренбургской). Если перевести эти цифры на язык простого обывателя, который постоянно пользуется электричками, то для него картина получится неутешительная: повышение стоимости проезда, сокращение количества маршрутов, отмена наиболее нерентабельных электропоездов, снижение уровня сервиса. И если региональные власти будут упорно уходить от своих обязанностей компенсировать убытки железных дорог от пригородных перевозок, то пригородное хозяйство ожидает коллапс. Железнодорожники обеспокоены ещё и потому, что в этом случае пострадают не только пассажиры: сокращение пригородных перевозок повлечёт и сокращение рабочих мест.

И всё-таки, несмотря на убыточность пригородных пассажирских перевозок и только частичную компенсацию выпадающих доходов со стороны субъектов Российской Федерации, железнодорожники ежегодно направляют значительные средства на развитие пригородного комплекса. Так, в рамках "пригородной" инвестиционной программы ОАО "РЖД" в 2007-2009 годах на Южно-Уральской магистрали были построены вокзалы на станциях "Челябинск", "Юргамыш" и "Чебаркуль", реконструированы вокзалы на станциях "Твердыш" и "Абзаково". В последние годы на ЮУЖД активно развивалось ускоренное движение. В июле 2008 года был запущен поезд "Челябинск - Магнитогорск". Этим летом появились ещё два ускоренных состава, связавшие столицу Южного Урала с Миассом и Карталами. У пассажиров они пользуются большим спросом. Дальнейшее развитие получил проект "Городская электричка". По просьбам челябинцев, маршрут следования состава продлили до Аргаяша. На участке "Челябинск - Верхний Уфалей" на смену старым межобластным вагонам пришли новые рельсовые автобусы в трёхвагонном исполнении. Общая сумма инвестиционной программы по развитию пригородного комплекса ЮУЖД на 2007-2009 год составила 1,7 млрд рублей, при этом только в 2009 году сюда было направлено 1,1 млрд рублей.

Надежда на понимание

Железнодорожникам хотелось бы не только сохранить эти достижения в пригородном комплексе, но преумножить и развить их. Поэтому проблема компенсации убытков от пригородных перевозок должна решаться комплексно. Для развития пригородного пассажирского комплекса и повышения качества пригородных перевозок ОАО "РЖД" предлагает внести ряд изменений в законодательство. Развитие пригородных перевозок железнодорожным транспортом возможно только при запуске системы госзаказа со стороны федеральных ведомств и субъектов Федерации на пригородные перевозки, выполняемого на договорной основе. Договоры должны заключаться между перевозчиками и уполномоченными органами администраций, а регулировать тарифы обязано государство. Социальный заказ предполагает возмещение перевозчику потерь в доходах, возникающих в связи с установленными льготами и преимуществами, а также в результате государственного регулирования тарифов.

В текущем году Правительство РФ в разовом порядке приняло решение о компенсации потерь доходов от перевозки школьников и студентов путём внесения в уставный капитал компании денежных средств за счёт размещения дополнительных обыкновенных именных акций. Однако применение такого метода возмещения потерь не позволяет направлять финансовые ресурсы структурным подразделениям ОАО "РЖД", его дочерним обществам, которые непосредственно осуществляют перевозки пассажиров.

Пока у железнодорожников вся надежда - на понимание региональными властями важности проблемы и готовности взаимодействовать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно