Цены на снимки авиатрагедий могут достигать нескольких тысяч долларов. Но по мнению челябинских авиафотографов, продавать горе, как минимум, кощунственно...
Когда самолёт заходит на посадку и пролетает на высоте от силы 50 мет-ров над головой, ощущения возникают самые противоречивые: с одной стороны, восторг перед красивой и мощной техникой, с другой - становится немного не по себе: за 300-тонной махиной тянется едкий керосиновый шлейф, и можно даже увидеть бортовой номер самолёта. А приблизив камерой изображение, - рассмотреть каждый болтик на шасси. Наверное, именно этот драйв и привлекает челябинских плейнспоттеров и гонит за кадрами в местный аэропорт, в "Кольцово", аэропорт Шарля де Голя в Париже или "Каструп" в Копенгагене...
"Боинг" - бобик", "Ил" - "баклажан"
Первых плейнспоттеров, добровольных шпионов за самолётами (в переводе с английского plane - "самолёт", to spot - "увидеть, опознать"), заметили у заборов аэропортов в конце 1980-х годов. Сейчас уже несколько десятков тысяч человек по всему миру дежурят в аэропортах, фотографируя воздушные суда. Первое время полицейские в Европе пытались бороться с плейнспоттерами, но сегодня во многих странах "авиашпионам" выдали лицензии, организовали удобные для фотосъёмки лайнеров площадки и поручили следить, чтобы вокруг аэропортов не бродили подозрительные личности с гранатомётами. В Челябинске такие "охотники" за самолётами тоже есть.
Одним из первых на Южном Урале споттерством увлёкся Александр Берг. Около 9 лет назад, очутившись в аэропорту во Франкфурте, который часто называют просто Fraport, он сделал свои первые два снимка.
- Это один из самых загруженных аэропортов Европы. Самолёты садятся и взлетают каждый 40 секунд, - рассказывает споттер. - Для съёмки сделана спецплощадка с видом на взлётно-посадочную полосу.
Первой "фотомоделью" для челябинца стал "Боинг-747", который между собой фотоохотники называют "джамбо" - слон., потому как только шасси этого самолёта высотой почти в человеческий рост. Кстати, на языке споттеров почти все воздушные суда имеют свои собственные имена: "Боинг" - "бобик", аэробус - "арбуз", "Ил-86" - "баклажан", "Ту-134" - "свисток" (уж больно шум от двигателя свистящий).
По возвращении в Россию Александр нашёл единомышленников. Вместе они стали ездить в "Баландино" и "Кольцово", а потом - и в Европу.
Карибская мечта
Результаты поездок ребят можно найти в Интернете. У каждого челябинского споттера есть свои козырные кад-ры. Любимый снимок Саши сделан из кабины самолёта.
- Я умудрился уговорить пилотов запустить меня в кабину во время посадки, - вспоминает молодой человек. - По правилам безопасности, во время всего полёта кабина пилотов должна быть закрыта и посторонних в ней быть не должно. Поэтому руки дрожали, когда снимал...
- Меня интересует гражданская авиация, - говорит Саша. - Военные самолёты очень сложно снять. Они же не летают по расписанию. Ну а VIP-самолёты президента, премьер-министра или бизнес-элиты снимают те, кто уже заелся. Мы же ещё не избалованы. Нам и "свистки" интересно поснимать.
Мечта же любого фотографа самолётов находится на пересечении географических координат 18.039068. широты и 63.120237. долготы. Здесь, на острове Сан-Мартин в Карибском море находится аэропорт принцессы Джулианы.
- Это - самый фееричный аэропорт в мире. Самолёты садятся в 15 метрах от пляжа, - рассказывает Александр. - При взлёте воздушных судов людей забрасывает песком. Ну а когда самолёт летит слишком низко, совершая посадку, можно потрогать шасси.
Продаётся катастрофа
Отношения у южноуральских споттеров с аэропортами пока складываются не самым лучшим образом. Фотографировать самолёты им приходится из-за заборов или из зданий аэровокзалов. До недавнего времени и это было невозможно. Хотя в погоне за эксклюзивными кадрами, как оказалось, свердловчане даже перелазили через забор на лётное поле и нарывались на неприятности со службой авиационной безопасности (САБ) и ФСБ.
- Не понимаем, зачем людям бегать? Можно даже ничего не организовывать, не строить. Просто дали бы разрешение на съёмку, а мы сами организуемся. Пока же разрешения никто не даёт...
Сейчас в Челябинске на самолёты "охотится" с десяток человек. С завидной регулярностью они ездят в сторону "Баландино". Не поснимать, так просто насладиться атмосферой жизни аэропорта.
- Охранники нас уже не гоняют. Поначалу спрашивали, кто мы и зачем нам такие большие фотоаппараты, - говорит Александр Берг. - Говорят, такие большие, а такой ерундой занимаемся. Ну а что, раз мы взрослые люди, так должны дома сидеть и водку пить?
Чтобы не создавать себе и службе безопасности проблем, через заборы челябинцы, конечно же, не лазят. Зато они нашли лазейку: в одном месте в заборе выдолблены дыры размером как раз под объектив. Там обычно увлечённые и делают свои кадры.
- Споттерство - это такая штука, где само небо может подыграть, не только самолёт, - смеётся Александр. - Вроде, ничего текстурного над головой иногда нет, а получается почти шедевр.
Можно ли заработать на таких шедеврах? Маловероятно.
- Это занятие для души. Заработать можно только на одном - случайно сняв катастрофу, - считает Саша. - Знаю, что однажды в Штатах за такой снимок какая-то газета выложила несколько тысяч долларов. Для меня лично это неприемлемо. Продать катастрофу - это кощунственно. Не дай бог это заснять... В Америке же менталитет совсем другой.
Самолётный вернисаж
В аэропорту "Челябинск" ежедневно совершают взлёты и посадки десятки самых разных самолётов:от многотонных "Боингов" и "Аэробусов" до частных легкомоторных самолётов, вроде Tecnam или Cessna. Иногда бывают даже достаточно редкие "борта". Правда, чтобы их увидеть, нужно знать расписание. Никаких запретов на съёмку, по словам руководства аэропорта, здесь нет.
- Мы же не в "совке" живём! В Интернете выложены десятки тысяч фотографий каждого самолёта, - говорит Алексей Контиевский, технический директор аэропорта "Челябинск", работающий здесь уже более 50 лет. - Да и аэродромы как на ладони, благодаря спутнику. Разве ж это секрет?
Про споттеров в аэропорту, естественно, знают.
- Да знаем мы их! Ничего против сотрудничества не имеем, но никто официально к нам ещё не обращался. Раз в сезон мы готовы их принять, не чаще: нам же придётся отвлекать сотрудников службы авиационной безопасности. У них своя работа, от которой их придётся отвлекать. В любом случае, художества споттеров будут под контролем.
И хотя серьёзные инциденты в аэропорту крайне редки, разве что пьяных пассажиров приходится присмирять, да и такие случаи единичны, но, как говорится, бережёного бог бережёт. Потому служба авиационной безопасности от деятельных фотографов-экскурсантов не в восторге: не положено посторонним людям находиться на аэродроме.
Опасения спецслужб вполне понятны. Ни для кого не секрет, что в Челябинске ещё в прошлом году была задержана группа исламистов террористической организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами". Участники запрещённой на территории России исламской экстремистской группировки обвинялись в приготовлении к совершению теракта на Южном Урале и незаконном приобретении и хранении боеприпасов. При обыске в квартирах активистов ячейки оперативники нашли ручные гранаты РГД-5, брошюры с описанием взрывных устройств, правила конспирации при производстве терактов, а также фотографии комплекса зданий ГУВД и УФСБ области и плотины Шершнёвского водохранилища. Снимков аэропорта, слава богу, не было... Но объект-то стратегический.
- Вообще, то, что делают ребята, это целое искусство. Им же надо найти хороший ракурс, рассчитать скорость самолёта при взлёте или посадке, учесть погодные условия, - рассуждает Алексей Контиевский, который во время беседы сам с удовольствием наблюдает, как на посадку заходит зелёный "бобик". - Ну а самолёты... Говорят, некрасивые самолёты не летают. Красивый - значит, совершенный, безопасный. Представляете, мощная машина в воздухе! Это же сказка!
По мнению техдиректора аэропорта, работы челябинских споттеров могли бы даже в будущем украсить залы ожидания аэровокзала: и пассажирам будет интересно, и он от этого только выиграет.
ЦИФРЫ:
Смотрите также: