Челябинские авиаспасатели несут службу на территории в радиусе 300 километров вокруг аэропорта Баландино. В зону их ответственности попадает и кусочек Свердловской области. Создавал базу лётчик и командир парашютного звена Пётр Соколов. В свою команду он набирал парашютистов с аэродрома Калачёво. В основном спортсменов и тех, кто имел за плечами хотя бы 3-4 прыжка с парашютом.
Присягал огромной стране
Пётр Николаевич в небе всю жизнь. Как он о себе шутит: «30 лет отлетал и 20 - отпрыгал!» После окончания Челябинского лётного училища молодой штурман уехал служить на Украину. «Командировка» затянулась на 18 лет. Когда в 1991 году Союз начал разваливаться, начальник полка парашютно-десантной службы Соколов, однажды присягнувший огромной стране, присягать отдельно Украине отказался. Понятно, из армии его сразу же уволили. На «гражданке», в Челябинске, штурман ещё 10 лет пролетал на Ту-154. Потом начались заграничные рейсы, лётную молодёжь переучили на новые типы самолётов - «боинги» и аэробусы, а тех, кто переподготовку не прошёл, сократили.
- Было дело, и в охране работал, - улыбается Пётр Николаевич. - Потом уже в Калачёвку пришёл, инструктором.
- Сколько у вас прыжков?
- Записанных - 1 600, а так - всего около 3 000.
Сегодняшним парашютистам столько прыжков не накопить. Прыгают спортсмены, по словам командира базы, теперь в разы реже, чем лет 15-20 назад. Виной тому - дорогое авиационное топливо и обслуживание бортов.
- Мы тренируемся на сборах, где-то с военными «подпрыгнем», ещё на Калачёво приезжаем, - продолжает Соколов. - Навык прыжка нужно постоянно поддерживать. Никогда не знаешь наверняка, когда он пригодится.
Если в небе или на взлётной полосе что-то случается, авиа-спасатели узнают об этом от руководителя полётов. К примеру, недавно дежурные спасатели выезжали к самолёту, у которого при приземлении подломилась стойка шасси. Правда, на этот раз всё обошлось.
Когда спасать бессмысленно
Если бы региональная база действовала в 2008 году, то именно спасатели Соколова выехали бы на майскую катастрофу, когда разбился транспортник Ан-12. Самолёт упал недалеко от Челябинска, все 9 членов экипажа погибли. Лётчики сумели отвести падающий борт от жилых домов в посёлке Рощино. На месте крушения тогда работало МЧС, но, как говорит командир базы, спасанием такую работу не назовёшь. В подобных авариях выживших обычно не остаётся.
Другая ситуация - ещё с одной крупной авиационной аварией, крушением спортивного самолёта с парашютистами в Калачёво в декабре 2009 года. В этой катастрофе погибли 8 человек: пилот, инструктор и 6 спортсменов-парашютистов. Несмотря на экспертное заключение, где причиной аварии назван человеческий фактор и куча нарушений со стороны организаторов полёта, для многих профессионалов в авиации до сих пор остаётся непонятным, что произошло на самом деле.
- Я знал этих ребят, прыгали вместе, - вспоминает Пётр Соколов. - В тот день нам не сообщили об аварии. Скорее всего, понимали, что бесполезно. На месте падения самолёта лежала куча обломков. Спасать было некого, тратить деньги на вызов команды было бессмысленно.
Шесть минут на сборы
Обнаружить упавший самолёт можно при облёте территории и с помощью технических средств, которые улавливают сигнал с аварийной радиостанции. Последняя предусмотрена на всех воздушных судах. При сильном ударе радиомаяк вылетает и «пищит». Хотя и маяк не всегда поможет.
- Был момент в моей практике - в Карпатах искали истребитель, - рассказывает командир. - Трое суток вели поиски, а он, оказывается, при падении перелетел за гору. Самолёт мы увидели случайно, поскольку радиостанция на том истребителе вышла из строя.
Как только авиационные спасатели обнаружат судно, они прыгают с парашютом к месту падения и сбрасывают специальные 60-70-килограммовые контейнеры. В них - необходимые инструменты вроде складных ломиков, лопат и топориков, палатка, тёплые куртки, посуда, сухпаёк на трое суток, медикаменты. Спасательные работы могут затянуться на несколько дней.
- У нас есть специальные заграничные ножи - мачете, лёгкие и прочные, которые рубят металл, - Пётр Николаевич разбирает спасательский рюкзак. - Ребята должны уметь резать обшивку судна (на некоторых, отмеченных значками, участках она тоньше), а также оказывать первую медицинскую помощь. Главное, чему учат спасателей на медкурсах, - остановить кровотечение. Всё остальное - работа фельдшера.
По инструкции у авиаспасателей есть только 6 минут, чтобы загрузить рюкзаки с парашютами и грузовые контейнеры в самолёт и подготовиться к вылету.
В эти 6 минут ребята укладываются без проблем. Хорошо, что хоть такие тренировки не зависят от цены на топливо.