Хоть авиаперелёт почти сравнялся в цене с железной дорогой, для многих южноуральцев он по-прежнему остаётся чем-то диковинным, и пассажиры пытаются в аэропорту "просканироваться" или пошутить насчёт наркотиков.
Ежедневно челябинский аэропорт принимает сотни обычных пассажиров и высокопоставленных персон. На первый взгляд, всё здесь до примитивного просто: зарегистрируйся, сдай багаж и лети. На деле, для комфортного и безопасного прилёта-вылета пассажиров здесь работают почти 800 человек. Корреспондентам "АиФ-Челябинск" разрешили вместе с пассажирами дойти до трапа самолёта.
Без вас не улетит?
В здании аэропорта, несмотря на то, что уже полдень, довольно немноголюдно: из-за кризиса авиакомпании сняли дневные рейсы, и потому жизнь здесь кипит рано утром и вечером, а днём - замирает. Вообще, менталитет летающих россиян особый. Редко кто приезжает в аэропорт загодя, как положено. Наш человек рассуждает так: "Билет у меня в кармане, куда же самолёт без меня улетит?!..."
- Для многих самолёт как такси, - сетует Лариса Кирюхина, зам. начальника службы перевозок. - Мало кто задумывается, что подготовка к полёту - серьёзный процесс. И если посадка заканчивается за 20 минут до взлёта, то это неспроста...
Если человек опаздывает, судьбу его полёта решает представитель авиакомпании. Дело в том, что для нерасторопного пассажира приходится заказывать отдельный транспорт, как, впрочем, и для его багажа, а это дополнительные затраты, которые, кстати, оплачивает сам опоздавший. Хотя случаи бывают очень необычные. Несколько лет назад неулетевшие пассажиры даже получили подарок от авиакомпании.
- Посадка заканчивается, а двух зарегистрированных пассажиров на борту нет. Обыскались их, так и не нашли, - вспоминает Лариса Петровна. - Как оказалось, парочка, поженившаяся накануне, сидела в уголочке и слушала музыку. Пришлось им остаться на неделю в Челябинске - рейс в Норильск, куда летели молодые, совершается раз в неделю. Авиакомпания сделала им подарок - поселила бесплатно в гостинице. На рейс их потом привезли за два часа и посадили в самолёт персонально - чтобы уж точно улетели...
Ещё одной ментальной особенностью российских пассажиров считается пристрастие к алкоголю. Нет-нет да приходится снимать с рейсов перепивших буянов - в целях безопасности, разумеется.
- Пассажиры стали более дисциплинированными, - считает Алексей Контиевский, технический директор аэропорта "Челябинск", работающий здесь уже более 40 лет. - Это в 90-е был какой-то алкобум. Сейчас, даже несмотря на то, что есть возможность купить алкоголь в Duty free, редко кто сильно напивается.
Хотя, по словам сотрудников аэропорта, недавно они стали свидетелями того, как один пассажир выпил перед посадкой бутылку коньяка. В багаж сдавать алкоголь он не захотел, а на борт жидкость проносить нельзя. Думали, ему станет плохо, но ничего: на посадку он проходил сам, причём вполне уверенно держась на ногах...
"Сканируйте меня!"
Постепенно здание аэровокзала оживает. Регистрация на рейс "Челябинск-Москва" уже объявлена. Пассажиры сдают багаж. Кстати, вопреки расхожему мнению, что с багажом никто не церемонится, а ценное содержимое может стать добычей нечистых на руку грузчиков, это не так. Весь путь того же чемодана от транспортной ленты у стойки регистрации багажа до самолёта, по нашим замерам, занял около 15 минут, и, кстати, проходил под видеонаблюдением камер. Причём, что только не сдают граждане улетающие: домашних животных в контейнерах, двухметровые легкоатлетические шесты, байдарки, сноуборды...
- Конечно, внештатные ситуации случаются, - говорит Марина Карпенко, инспектор по претензиям службы организации перевозок. - Если по прилёту пассажир обращается к нам с проблемой утерянного багажа, мы подключаем международную систему поиска. Самые проблемные аэропорты - "Домодедово" и "Калининград". У них багаж чаще всего теряется и улетает в других направлениях.
После регистрации небольшая очередь пассажиров плавно перетекает к сектору досмотра службы авиационной безопасности. Кстати, больше всего казусных ситуаций случается именно здесь. С завидной регулярностью, по словам инспекторов по досмотру, пассажиры пытаются пронести в ручной клади запрещённые предметы, "просканироваться", а кто-то до сих пор вместо того, чтобы поставить обувь в специальный тазик, в бахилах встаёт в него сам. Забавная картина, но самим сотрудникам в таких случаях не до смеха.
- Не так давно одна модница в обуви на высокой шнуровке заявила, что не будет разуваться ни при каких условиях. "Сканируйте меня, если хотите!" - и даже села на движущуюся ленту сканера, - рассказывает Лариса Синегуб, инспектор по досмотру. - Еле убедили её, что в сканер лезть не стоит, что доза облучения очень высокая. Это же не флюорография!
Чаще, чем всем остальным сотрудникам аэропорта, инспекторам по досмотру приходится разбираться с шутниками, хотя с ними здесь особо не церемонятся.
- Достаточно заявить, что в багаже есть "наркотики, оружие, споры сибирской язвы", чтобы на пассажира завели уголовное дело, - строго говорит Вадим Зориков, начальник сектора досмотра службы авиационной безопасности. - Статья за такую "шутку" будет вполне серьёзная...
"Зайцев" нет
До того момента, как мы очутились в накопителе - небольшом зале, из которого пассажиров и забирает "кобус" (автобус для доставки к самолёту), наши документы проверили несколько раз. В одной связке со службой авиационной безопасности работают таможенники, пограничники и милиция на транспорте.
- Вопросы безопасности - самые серьёзные, - говорит Алексей Контиевский, технический директор аэропорта. - В аэропорту работает 20 служб. И пройти незамеченным физически невозможно.
Хотя раньше, лет 20-30 назад, признаются специалисты, на борту любого воздушного судна можно было встретить "зайцев".
- Тогда аэропорт и авиаотряд были единым целым, все знали друг друга. Коробку конфет подаришь бортпроводнице и летишь себе преспокойно, - вспоминает со смехом Алексей Николаевич. - Но тогда были другие времена. Сейчас, естественно, ни один безбилетник на борт не попадёт, даже если он будет в форме командира экипажа. Система безопасности координально изменилась.
Хотя и здесь иногда случаются "приколы".
- Как-то на одном рейсе мы уже думали, что "заяц" на борт попал, - рассказывает Вадим Зориков. - Перед посадкой пересчитали пассажиров - 55 человек. После посадки бортпроводница сообщает, что 56. На три раза пересчитывали и билеты проверяли. Не сходится информация и всё! Потом оказалось, что пассажир-музыкант взял с собой контрабас, причём купил на него отдельный билет. На свой инструмент он надел шляпу и пальто... Смотрелось очень натурально...
Пернатые помехи
До посадки в самолёт остаются считанные минуты. К перрону аэровокзала уже подъехал белый кобус. На полосе тем временем специальная машина отпугивает птиц. Серьёзных помех местной авиации пернатые не создают, но от греха подальше их гоняют. Собственного орнитолога в челябинском аэропорту, в отличие от того же "Шереметьево", нет. Зато периодически сюда наведываются специалисты Ильменского заповедника.
- Я дважды обследовал аэропорт, - комментирует орнитолог Валерий Захаров. - У нас, слава богу, всё в порядке. Нам повезло, что рядом нет моря или большой реки, поэтому птиц немного.
Пассажиры по трапу поднимаются на борт "Боинга". Через два с небольшим часа они окажутся в "Шереметьево". Конечно, до столичных аэропортов челябинскому ещё далеко, но уже сейчас "авиаворота" Южного Урала имеют вполне приличный вид.
- Конечно, можно отстроить аэропорт-дворец, как в Екатеринбурге. Там недавно открыли четвёртый терминал, - рассуждает А. Контиевский. - Но нужно ли? Соседи перевозят 2,5 млн человек в год, а аэропорт рассчитан на 8-9 млн пассажиров. В строительство вложены миллиарды рублей, а площади не эксплуатируются. Да, раньше горожане вполне справедливо говорили, что "у нас не аэропорт, а сарай". Но сейчас мы стараемся создать максимально комфортные условия для пассажиров на той площади, которая есть. И думаю, разницу с тем, что было, и что есть сейчас, все успели заметить.