Примерное время чтения: 8 минут
1418

«Стрижи» прилетели. Как в Челябинске отмечали День ВВС

Яна Габдуллина / АиФ

9 августа 2014 авиабаза Шагол наполнилась шумом, людьми и машинами. Челябинцы на автомобилях, автобусах, велосипедах и просто пешком спешили, чтобы увидеть ежегодное авиашоу в честь Дня ВВС. Праздник также был посвящен 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации Павла Кутахова и 70-летию учебной авиационной базы. 

Лётная программа

Небольшая заминка на КПП – полиция пыталась хоть как–то помешать охочим до спиртного зрителям, стоявшим впереди, пронести с собой алкоголь ‒ и мы на территории авиабазы. Но до собственно места действия, лётного поля, ещё нужно дойти. Уже на подступах к нему становится понятно, что организаторы, предполагавшие около 30 тысяч зрителей, если и ошиблись в расчетах, то в меньшую сторону. Люди двигаются единым потоком вдоль палаток с едой и напитками. Тут же торгуют различными сладостями, сувенирами и – странное дело – воздушными шарами, которые время от времени ускользают от невнимательных маленьких хозяев и уносятся в небо. Остаётся только гадать, опасно ли это для самолётов: чуть позже ведущий попросит держать игрушки крепче – на всякий случай.

Фото: АиФ / Александр Фирсов

До начала лётной программы остаётся почти час, а напротив установленной на поле сцены уже собралась плотная толпа. Прелесть авиашоу в том, что выступления пилотов видны на открытом пространстве аэродрома практически отовсюду, однако значительная часть зрителей об этом, похоже, не догадывается. Те же, кто заранее посмотрел план авиабазы и почитал рекомендации знатоков, с комфортом размещаются в паре сотен метров правее сцены – здесь людей гораздо меньше и можно удобно расположиться прямо на траве на припасённых пледах.

На смену песням из мощных динамиков сцены раздаётся голос Николая Анисомова – ведущего шоу. На протяжении следующих двух часов его комментарии в нужные моменты позволят зрителям понять, что же происходит в небе.

Открывают праздник хозяева базы. Два фронтовых бомбардировщика Су–24 не спеша проезжают мимо зрителей, выкатываются на взлётную полосу и поднимаются в воздух. Ведущий тем временем рассказывает, что эти самолёты почти уникальны, ведь они могут лететь даже на высоте не более 50 метров и нести на себе самое разное вооружение. Один такой бомбардировщик в апреле этого года изрядно потрепал нервы экипажу американского эсминца «Дональд Кук», «всего лишь» отключив всю электронику корабля и облетев его несколько раз на малой высоте. Зрителей лётчики, конечно же, такими манёврами пугать не стали: пара Су–24 несколько раз проносятся над полем и уступают место гостям из Подмосковья.

Фото: АиФ / Александр Фирсов

Бенефис «Стрижей»

«Взлёт!» – едва успевает произнести ведущий, и первый из «Стрижей», лётчик–солист Дмитрий Селиванов, свечой уходит в небо. Тяжёлый боевой МиГ–29 кувыркается в воздухе как самая настоящая птица, то закладывая виражи, то сбрасывая скорость до минимума и пролетая так низко, что рисунок на его днище – синий острокрылый стриж на красном фоне – становится хорошо виден. Забыть о том, что это грозная военная машина, не позволяет разве что рёв двигателей и форсажный дым на поворотах.

Фото: АиФ / Александр Фирсов

Вскоре солист уступает место четвёрке товарищей, и следующие полчаса зрители проводят, запрокинув головы. «Стрижи» пролетают плотным ромбом, меняют построение прямо во время «петли Нестерова», крутят «бочки» поодиночке и всем строем. Напоследок лётчики продемонстрировали зрелищный «тюльпан»: самолёты из плотного строя разошлись в стороны, нарисовав в небе огромный цветок.

Долго небо не пустует: на смену «Стрижам» там появляется шестёрка лёгких самолётиков компании «ЧелАвиа». По сравнению с боевыми машинами они и тише, и медленнее, но по уровню мастерства южноуральские пилоты вполне могут потягаться с прославленными асами. К тому же ведущий постарался объяснить зрителям, что управлять лёгким самолётом – вес этих машин не превышает 700 килограммов – ничуть не легче, чем тяжёлыми МиГами. Пилоты «ЧелАвиа», к тому же, не только являются первоклассными лётчиками с многолетним опытом, но и успешно готовят работников для гражданской авиации. «Поприветствуйте пилотов, они вас прекрасно видят!» – заверил Николай Анисимов зрителей, и челябинцы принялись махать руками и флагами низко пролетающим самолётам.

Дальше черёд показать своё мастерство настал пилотам вертолётов и парашютистам. Последние поразили гостей праздника своей способностью делать в воздухе что угодно: нестись но широкой спирали, резко поворачивать или вдруг зависать неподвижно, как будто их подвесили на невидимой ниточке. Под конец выступления вертолёт опустился очень низко, а из него по специальным тросам посыпались бойцы специального подразделения ФСБ – так выглядит захват предполагаемого нарушителя границы. Всё произошло очень быстро – нарушителю, хоть и предполагаемому, не позавидуешь.

Фото: АиФ / Александр Фирсов

В следующую минуту вновь раздаётся рёв мощных турбин – «Стрижи» поднимаются в воздух во второй раз. Они повторяют ту же программу в несколько иной последовательности, но заскучать никому не приходится: это настоящий подарок для тех, кто опоздал к началу из–за пробок или что–то не увидел в первый раз. Напоследок оглушив зрителей, самолёты наконец приземляются, и те, кому посчастливилось стоять неподалёку от рулёжной дорожки, могут вблизи увидеть героев дня.

На этом заканчивается лётная программа, но не праздник. Ведущий немного изменившимся голосом сообщает, что пока все увлекались пируэтами в воздухе, стоящий тут же на поле пассажирский самолёт захватили террористы. Всё это, конечно, запланировано в программе, но молчаливое полицейское оцепление и постепенно накрывавшая лётное поле тишина заставляют всех напрячься. Впрочем, освобождение проходит как по маслу – срабатывает снайпер, летят шумовые гранаты и через несколько секунд скрученных «террористов» уже волокут по трапу к служебной машине.

Несколько часов праздника

Зрители облегчённо вздыхают и аплодируют: пусть любая операция будет так же успешна. А ещё лучше – никогда не понадобится.

В небо снова поднимаются самолёты, но теперь их «пилоты» ‒ авиамоделисты ‒ находятся на земле. Зрители понемногу расходятся по полю: одни продвигаются ближе к сцене, на которую поднялись и фотографируются со всеми желающими пилоты–«Стрижи», другие спешат к выставке военной техники, где помимо различных автомобилей гости могли увидеть самолёты Ту–134Ш, Ту–134Бл, Ан–12, Ан–26, вертолёты Ми–8, Ми–24, Ми–26. Но кое–кто уже отправляется к выходу – несколько часов на ногах под жарким солнцем утомили не только детей, но и взрослых.

Фото: АиФ / Александр Фирсов

Итог праздника – ярчайшие впечатления, слегка обгоревшие лица. Думается, что нашедшие в себе силы добраться в этот день до авиабазы ни на минуту об этом не пожалели.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах