Челябинка Зоя Ровная пока на командирское кресло не замахивается, но уже имеет лицензию пилота-любителя и более 60 часов общего налёта. Как и коллеги-мужчины, она ловко управляется с бортовой навигацией, говорит «крайний полёт» и не фотографируется перед взлётом.
Дверь в другой мир
- Я училась в школе и думала стать или авиадиспетчером, или юристом, - вспоминает Зоя. - Но когда пришла пора определяться с будущим, оказалось, авиация умирает. Поэтому поступила на факультет экономики и управления в ЮУрГУ.
Затем было второе высшее - юридическое, экзамен на арбитражного управляющего и престижная работа. Но о небе, о своей мечте Зоя Ровная не забывала никогда.
- Знаете, если человек любит самолёты, то он и в обычный аэропорт всячески старается попасть, - делится южноуральская пилотесса. - Если нужно было ехать кого-то встречать или провожать, я мчалась в наш челябинский аэропорт: увидеть взлёты-посадки, спешащих на рейс пассажиров, меняющиеся данные на табло, послушать рёв двигателей, почувствовать запах авиационного топлива. И однажды я увидела там рекламу компании «Челавиа».
Конечно, обучение давалось влюблённой в авиацию Зое не всегда легко. Одно дело - управлять самолётом в штиль, другое - при боковом ветре, в болтанке (колебания самолёта при полёте в турбулентной атмосфере. - Авт.). В таких условиях даже опытные пилоты устают, а уж про удовольствие от полёта и говорить не приходится. Но бросить обучение Зое не хотелось никогда.
Бесполая авиация
В Калачёво о способной ученице говорят с любовью и даже гордостью: за несколько лет Зоя освоила два типа легкомоторных самолётов и первой в Уральском федеральном округе получила лицензию пилота-любителя.
- Могла бы и быстрее отучиться, но программа подготовки недешёвая, - говорит Зоя и тут же добавляет: - Мечта того стоит.
Почти все свои выходные девушка проводит на аэродроме. В один прекрасный день руководство предложило ей заняться организацией отделения подготовки пилотов гражданской авиации на аэрокосмическом факультете ЮУрГУ.
- Я согласилась, ведь самая лучшая работа - оплачиваемое хобби, - улыбается пилотесса.
Кстати, в прошлом году Зоя в составе делегации «Чел-авиа» побывала на авиасалоне «МАКС-2011». Девушку впечатлил пассажирский лайнер «Аэробус-380».
- Он как привидение. Махина весом 280 тонн занимает полнеба, но при этом такая тихая и маневренная, - рассказывает Зоя Ровная. - Помню, лет 15 назад был анекдот: «На нашем борту есть бассейн, бар, рестораны. А теперь командир попробует поднять всё это в воздух». Сегодня это реальность.
Несмотря на то что авиация - отрасль настоящих мужчин, Зоя себя чувствует на аэродроме и в центре подготовки пилотов в своей тарелке, и её воспринимают как равную.
- Вообще, в авиации разделения на мужчин и женщин нет. Дорога в небо открыта всем, - считает девушка. - Конечно, пилотесс мало, но они существуют. В авиакомпании «Россия», кстати, есть даже женщина-командир, и ничего, летает наравне с мужчинами.
Штурвал на вырост
Белоснежные самолёты Tecnam, на которых сейчас летает Зоя, из ангара по силам выкатить даже ей самой: некоторые из этих «авиалегковушек» весят чуть более 300 килограммов. В будущем же она не прочь поднять в небо «Аэробус» или «Боинг». Напоследок мы спросили у Зои, что же ей всё-таки даёт жизнь в небе: адреналин, возможность почувствовать себя сильнее или что-то другое.
- Никакого экстрима и адреналина. Даже наоборот: небо даёт мне спокойствие и умиротворение, - словно готовая к этому вопросу, отвечает пилотесса. - Каждый раз, садясь в самолёт, я забываю о каких-то неурядицах на земле. Ещё Экзюпери говорил, что человек в небе лучше, чем человек на земле. Да и земля гораздо красивее с высоты птичьего полёта: вода - синяя, трава - зелёная, деревушки - аккуратные. Наверное, дело в этом...
Где выучиться на пилота?
1. На аэрокосмическом факультете ЮУрГУ. Новой специальности «лётная эксплуатация летательных аппаратов» нужно учиться 2 года 10 месяцев. Пройти теоретический курс (2 844 часа) и лётную подготовку (до 150 часов). По окончании обучения присваивается квалификация «пилот коммерческой авиации».
2. В авиакомпании «Чел-авиа». Курс подготовки пилотов-любителей состоит из двух частей: теоретическая подготовка (в Уральском учебно-тренировочном центре гражданской авиации в Екатеринбурге) и лётная (аэродром Калачёво, аэропорт Челябинск). Получить свидетельство пилота-любителя можно за пару месяцев.