На аэродроме немноголюдно. Кучкой стоят несколько молодых людей в одинаковой синей форме. Среди них выделяется одна девушка: она – будущий пилот-профессионал. На летное поле приезжают, конечно, представительницы прекрасной половины – подняться в небо с инструктором, испытать новые ощущения. Но Таня выбрала работу пилотом своей профессией.
«Я даже никогда не думала о том, кем мне стать, – совершенно серьезно рассказывает 19-летняя девушка. – Мой папа – бывший летчик. То есть бывших летчиков не бывает, он просто сейчас уже не руководит воздушными судами. Я с детства знала, что хочу быть командиром воздушного корабля. Родители меня во всем поддерживают».
Таня родом из Екатеринбурга. С детства увлекается мас-рестлингом – есть такой редкий вид спорта, который пришел к нам из Якутии, коротко говоря – перетягивание палки. Несколько лет назад девушка завоевала на чемпионате России по нему третье место. Училась Таня в кадетской школе, причем морской. Но небо победило, хотя море – это тоже здорово, смеется Татьяна.
«Здесь, в «ЧелАвиа», мы проходим практику, – рассказывает курсантка. – В течение года слушали теоретические данные, занимались на тренажерах, а сейчас надо «налетать» сорок часов. Потом подойдет инструктор и проведет разбор каждого полета, все ли правильно сделано – взлет, посадка.
Вообще единственный в стране аэродром, где проходят практику пилоты, есть только в Челябинске. Потому я и приехала сюда из Екатеринбурга, живу в общежитии. Но учиться на пилота недолго, всего около трех лет: хотя группа моя бюджетная и открыта при ЮУрГУ, мы получаем не высшее, а среднетехническое образование».
Татьяна, как и другие студенты аэрокосмического факультета, поднимаются в небо для тренировочных полетов на высоту не более 300 метров. Сегодня ей предстоит провести в небе три часа, но это не значит, что она будет кружить над аэродромом. Пилоты-курсанты выполняют фигуры, отрабатывают посадку и взлет.
«А у вас есть позывные?».
«У нас лично нет, – улыбается девушка. – Позывной есть у каждого самолета – это цифровой номер, нанесенный на его борту».
«Что самое главное должно быть у человека, чтобы стать пилотом?».
«Здоровье. Главное – пройти комиссию. Не должно быть ни малейших отклонений от норм, то есть стопроцентная годность. А для девушки еще огромное желание. Меня все подруги чокнутой считают, завидуют, наверно».
Таня летает на ярком небольшом белом судне «Sierra» – даже далекому от летного дела видно, что корабль легкий. Держа в руках специальный планшет, Татьяна подходит к самолету, ловко ставит ногу на специальную ступень, подтягивается – и оказывается в кабине.
Первый делом надевает наушники – через них происходит связь с инструктором и диспетчером. Перед глазами девушки приборы, датчики, рычаги, табло – ими покрыта почти вся передняя часть кабины пилота.
«Вот этот прибор фиксирует показатели высоты, – Татьяна показывает рукой на стеклянные датчики, наподобие компаса, этот – скорости, другой – скольжения, третий – топлива. – В воздушных кораблях, перевозящих пассажиров, кабина пилота устроена аналогично, потому их надо знать назубок, как и допустимые по ним показатели».
Самолет плывет по взлетной полосе – сначала медленно, потом быстрей, еще быстрей, с ревом отрывается от земли и уходит в облака так быстро, что его трудно поймать на фотоаппарат. Таня отправилась в очередной учебный полет, уже второй за сегодня. После отдыха, обеда и четких инструкций будет третий – последний на этот день.
В небо один за другим поднимаются воздушные суда. Татьянин полет окончен: на площадке самолет принимает техник: после приземления он подает руками какие-то знаки, то отводит их в разные стороны, то скрещивает вверху, совсем как сотрудник ГИБДД.
Он определяет место на поле, где самолет будет ждать своего следующего пилота, а также осматривает каждое судно после полета.
Битюгина спрыгивает с подножки самолета. Не спеша идет в комнату отдыха.
«Вы сейчас какие-то ошибки совершили?».
«Нет, – улыбается девушка, – этот полет нормальный. Я вижу и ошибки друзей, и свои собственные, их три, самые частые, касаются приземления».
«Страшно?».
«Нет, нисколько. Если привести статистику того, сколько людей погибает в авиакатастрофах, и сколько в автомобильных, то самолеты – самый безопасный вид пассажирских перевозок. Здесь ничего не страшно, но все очень ново и интересно».