Когда-то сёла на территории современного Увельского района славились мастерицами ткацкого дела. Деревянный станок стоял почти в каждой крестьянской избе. Потому как предположительно именно в Увелке жил и тот, кто мастерил деревянные станы на всю округу.
Об этом хотя бы говорит тот факт, что 10 старых станков, найденных в сараях у местных жителей, 5 конструкций оказались однотипными. Значит, изготовил их один мастер. Происхождение двух других станов пока не установили, ещё два привезены сюда из Перми и Кировской области. Ткацкому станку с вятской земли, срубленному из липы, больше ста лет.
Холсты на траве
- Вот на нём-то я и училась ткать, - проводит ладонью по белой древесине вековой давности Татьяна Охотова из посёлка Увельский, победительница первого всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества в номинации "Ткачество".
Ткать половики и полотенца талантливая мастерица начала всего 5 лет назад. Как она шутит, потому что сработала генетическая память. Девятилетней девочкой Таня помогала заправлять станок бабушке-рукодельнице, которая ткала половики. Рушники, пояса и прочее тонкое полотно в деревнях в то время почти уже не ткали. А после войны - забросили совсем. Сначала Таня просто наблюдала за юркими бабушкиными руками, слушая песни да рассказы "про старину". Например, про то, как крестьянки выращивали, а потом вымачивали лён, пряли льняную нить, ткали и выбеливали холсты, расстилая их прямо на траве.
- Заправлю станок вместе с бабушкой, потом потку немного, - вспоминает мастерица. - Нитки стяну, конечно, или ослаблю сверх меры так, что неровно выйдет. А бабуля потом незаметно распустит и начнёт заново. Видимо, не хотела, чтобы у меня к ручному ткачеству интерес пропал.
Станок из гардероба
Липовый станок Татьяниной бабуле тоже достался от бабушки. Сначала в районном доме творчества опасались, что столь возрастная конструкция в любой момент развалится, но дерево всё же помыли с порошком и распылили на него "химию" против жучка.
Кстати, станок нужно беречь от сырости и жары. Летом крестьянки всегда убирали его в сарай, с предварительно побеленными стенами и потолком. Зимой заносили обратно в дом.
А первым в 2003 году в Увелке собрали станок из сосны, который хранился в гардеробе дома творчества, потемневшим от времени и заброшенности. Заправили станок по схеме в журнале. Но, оказалось, что при такой "книжной" заправке (в четыре руки) изделия выходят неровными и выплетать их сложнее. Бабушка Татьяны Николаевны станок заправляла хоть и в одиночку, но качественнее.
- "Косу", то есть пучок ниток, она держала, зажав между коленей, - рассказывает Татьяна. - Затем "косу" нужно было расчесать - протащить через зубчики. Между зубцами входит по паре ниток. Дальше в петли из нитей нужно продёрнуть другую пряжу. Словом, долгое это дело, на целый день.
Техник ручного узорного ткачества несколько. Например, узор на полотенце или половике можно набирать на станке подножкой - педалью. Запомнила мастерица схему узора - и отбивает её ногой. При бранном виде ткачества узор набирается на специальную дощечку - бранницу, а потом накладывается на нить.
Узоры увельская ткачиха подсматривает больше не в журналах, а в старинных работах, которые приносят в дом творчества жители окрестных деревень. Мастерица распускает старенькие полотенчики, коврики, разбирает в них нити, запоминает схемы. Жалеет только, что не различает всех значений древних узоров и спросить не у кого. Утратили современные деревенские жители способность читать по тканому рисунку.
Оберег в узоре
По традиции узоры на рушниках, полотенцах, ковриках, поясах различались в зависимости от назначения тканого предмета. На свадебных рушниках - один рисунок, на погребальных - совсем другой. Более того, в каждом регионе плели свои оригинальные полотняные узоры. Так, по вороту рубахи или поясу можно было определить, откуда приехал их обладатель. Тканые вещи, считалось в деревнях, впитывают мысли и энергетику мастерицы, могут оберегать или наоборот вредить.
- Рушник или пояс, сотканный за один день, без отрыва от станка, считался обереговым, - поясняет Татьяна. - Его дарили младенцу при рождении, на свадьбу или давали в дорогу.
Пока в Увельском только начали изучать символику рисунков на ткани и осваивать новые схемы плетения. В доме творчества устраивают экскурсии для школьников, разрешают ребятам посидеть за станком и попробовать плести. А у самой Татьяны особая ремесленная мечта.
- Соткать бы огромный гобелен, где переплетались бы все ткацкие техники и разные орнаменты! Только времени пока на это нет.