Лоток с обыкновенными глиняными горшками опустел на выставке-ярмарке "Радуга ремёсел", проходившей возле краеведческого музея, самым первым. Так же быстро разошлась "крестьянская" керамика челябинского гончара Валерия Малащева и на недавнем Бажовском фестивале.
- Люди начали ценить натуральные материалы в доме, интересоваться национальными традициями и исконными ремёслами, - объясняет популярность своих незатейливых горшков сам умелец. Гончарным делом он увлёкся год назад, после того как освоил мастерство резьбы по дереву.
Поначалу "тянет в небо"
В посёлке станции Шершни невысокий дом Малащевых самый заметный. За фигурно сколоченным деревянным забором - облицованное деревом крыльцо и резные наличники на окнах. Присев над входной дверью, гостей по-хозяйски встречает высеченный из липы медведь с фонарём в лапе.
Плотничеством челябинец занялся всерьёз после армии. Тренировался в резьбе на разделочных досках, гардинах и окладах для настенных часов. После перешёл к изготовлению мебели - изящных столиков со столешницами в виде шахматных досок и кресел с подлокотниками-лебедями. Теперь Валерий Иванович мастерит вполне себе обычные кухонные гарнитуры и комоды, но только на заказ, для заработка. А для души лепит глиняные горшки.
- Ремесленная натура такова, что постоянно требует чего-то нового, - улыбается он. - Научился с деревом работать - за глину взялся. Главное же в любом деле - "не перегореть" раньше времени.
Для этого, по его словам, осваивая ремесло, нужно видеть не только результат, но и процесс. Схватится ученик за сложную поделку - бросит, и столик с витиеватой, "кудрявой" резью, подсмотренной в модном журнале, так и останется проектом. Да и вообще, настаивает Валерий Иванович, ремесленная красота заключается в простоте, свойственной вековой народной традиции.
- Многих плотников поначалу "в небо тянет", к рисункам из барокко или модерна, - посмеивается он. - А встретишь такого лет через пять, он, кроме русской плетёнки, уже не вырезает ничего, хотя и умеет многое. Понял, значит, в чём истинная красота...
Пушкин и Ленин - в прошлом
По стенам столярной мастерской Валерия Малащева развешены между досок африканская маска, скульптура архангела Гавриила, православный крест, посмертная маска Пушкина и бюст Ленина в качестве подставки для рабочих головных уборов. Несмотря на столь казалось бы несовместимый "декор", мебельная мастерская давно превратилась для мастера в скучное рабочее место. Зато в свою тесную глиномяльню - туда, где он осваивает новое ремесло, хозяин входит с совершенно другим, горделиво-довольным выражением глаз.
В глиномяльне - порция красноватой жижи "дожидается" своей очереди в баке, чтобы перекочевать для отстаивания в таз. С глиняного слоя нужно слить воду - и "тесто" можно мять. Да так мять, чтобы в массе не осталось ни одного пузырька или комочка, иначе в процессе лепки на горшке вылезет "жаба" - дефект, несовместимый с товарной жизнью поделки.
- Катать горшок - одна приятность, - улыбается гончар. - Но нужно отладить процесс до автоматизма. Вот я полгода только руки "ставил".
Фокусников, которые, не имея опыта, выкручивают за минуту ровненькую крынку, увидеть можно, по его словам, только по телевидению. Таких волшебников не найти даже в отделении керамистов художественного училища, а если и найдёте, знайте, что в руках у них не натуральная глина, а пластичные керамические массы с добавлением разной химии.
Готовую мокрую керамику нужно просушить и обжечь в печном жару. Лопнет ли изделие во время обжига, зависит не только от мастерства гончара, но и от качества и вида глины. Первую свою глину Валерий Иванович покупал в канцелярском магазине, в отделе товаров для детского творчества. Магазинная голубая глина - очищенная и оттого пластичная. Новичку лучше лепить именно из такой, чтобы не разочароваться до того, как набьёшь руку. "Взрослую" глину гончар из Челябинска предпочитает добывать сам. Он копает её почти во всех уголках области, а потом смешивает в определённой пропорции. Материал становится лепким, только если в его составе глина из 3-4 источников, разная по жирности.
К примеру, глина, найденная мастером в Аргаяшском районе, рядом с траншеями, вырытыми для полива китайских теплиц, как халва, маслянистая на ощупь. Глину посуше, яркую, красно-бордового цвета, гончар нашёл в отвалах, рядом с недавно возведённой ледовой ареной "Трактор".
- У каждого гончара свой уникальный глиняный состав, так что одинаковых горшков не бывает, - объясняет умелец.
От глины - к бересте
Молоко в глиняной крынке не скисает независимо от состава массы. Секрет в том, что глина, как пористая структура, не держит влагу. Жидкость, испаряясь с поверхности крынки, охлаждает посуду, и напиток в ней долго не нагревается. Кто-то из южноуральцев покупает керамику у Малащевых под молоко, кто-то - для комнатных растений. Зелени в глиняных горшочках легче дышится. Другие складывают в горшок как в конфетницу разные сладости и хлеб или использует в качестве декора.
Поклонников крестьянского стиля в украшении дома, замечает гончар, становится всё больше. Многие в связи с этим модным увлечением записываются на курсы гончарного дела, другие отправляют своих детей в кружки декоративно-прикладного творчества, чтобы малыши, сидя за гончарным кругом, могли прикоснуться к древнему ремеслу. Так или иначе, но приобрести гончарный круг стало в последнее время настоящей проблемой. Сам Валерий Иванович уже несколько месяцев ждёт заказа из Москвы. Ждёт и листает красочные книги, посвящённые уже совсем другому ремеслу - берестяному.