Обоснованно ли в Челябинской области растут цены на лекарства, выяснится после стартовавшей на днях проверки местного фармацевтического рынка. Однако южноуральцы не верят в то, что после расследования медикаменты подешевеют.
Работать на лекарства
С моложавой на вид пенсионеркой Фаиной Александровой мы разговорились у витрины одного из челябинских аптечных пунктов.
- В месяц 4 с половиной тысячи трачу на лекарства, - вздыхает она, складывая в авоську упаковки с таблетками. - А покупаю только "сердечные" и от высокого давления. Без них мне нельзя.
По словам моей собеседницы, ещё около 3-х месяцев назад этот же набор лекарств обходился ей дешевле. Все эти медикаменты - отечественного производства. Фаина Алексеевна специально попросила своего кардиолога подобрать ей таблетки подешевле, "из наших, неимпортных". Будь содержимое лекарственной "корзины" заграничным, стоила бы она не меньше 12 тысяч рублей в месяц.
Через минуту от аптечного окошка с чеком в руках ко мне подходит пожилой мужчина. В своей бледно-болотной куртке и с сероватым цветом лица, он выглядит таким жалким, что я долго не решаюсь заговорить с ним первой...
- Здорово подорожали лекарства, - забурчал он в свойственной старикам манере возмущаться в никуда. - Уже 650 рублей сегодня отдал. Сейчас ещё в другую аптеку пойду. Там вот эта баночка на 24 рубля дешевле.
У 70-летнего Александра Ивановича Белова ишемическая болезнь сердца и головного мозга. Букет недугов пенсионер заработал вместе со званием ветерана труда в термическом цехе металлургического завода. Теперь добрую долю своей пенсии он тратит на лекарства.
- При Ельцине пенсионерам хоть доплата за горячий стаж была, - неизвестно чего опасаясь, Александр Иванович переходит на шёпот. - И лекарства не такие дорогие были. А сейчас никакая проверка не поможет. Аптеки частными стали: что хотят, то и творят!
Проверка для отвода глаз?
Бесполезной проверку местного фармацевтического рынка считает и Е. В., заведующая одной из челябинских аптек. Только совсем по другой причине. Цены на медикаменты, по её словам, поднимают производители, а не поставщики или аптеки, для которых законом установлена предельная надбавка (25% и 40% соответственно). Стоимость товара заложена в штрих-коде, и ни посредникам, ни аптекам не под силу законным образом её вырастить.
- Да, цены растут мгновенно, и во многом из-за роста курса доллара, - подтверждает она. - Если 3 месяца назад "Мезим" стоил 48 рублей, то сейчас - 72. Но и отечественного производства "Арбидол", стоивший 170-180 рублей, сейчас не дешевле 190. Даже марганец от 3-5 рублей за 5-граммовую упаковку "скакнул" до 40, а "Феназипам" с 8-9 рублей - аж до 80!
Как объясняет заваптекой, кроме растущего доллара, на ценообразование влияет и то, что на всех российских фармацевтических заводах вводится система качества европейского стандарта GMB. Для этого в цехах устанавливается дорогостоящее оборудование, контролирующее качество медикамента на каждом этапе его производства. Если раньше на заводе могли изменить технологию: - подсыпать в таблетку побольше талька или глюкозы вместо дорогущего лекарственного вещества, то с GMB это становится невозможным.
- Проверка ничего не даст, - уверяет Е. В., - вся эта кампания, мне кажется, придумана "для отвода глаз", чтобы хоть как-то народ успокоить. Схема поставок сегодня намного прозрачнее, чем несколько лет назад. Сейчас на лекарственном рынке работает минимум посредников. Аптеки покупают товар напрямую у крупных поставщиков - дистрибьюторов заводов - и стараются не наценивать больше 20%, чтобы не потерять покупателей.
МНЕНИЕ
Любовь Романова, заведующая фармацевтическим отделением Челябинского медицинского колледжа: "Отказаться от дорогих импортных лекарств наши аптеки ещё долго не смогут. Российский фармацевтический рынок в 90-е годы сильно изменился: закрылись десятки производителей. К примеру, челябинский химико-фармацевтический завод, славившийся по всей стране цехом таблетирования. Сейчас многие лекарства, если и изготавливают в России, то на базе заграничных субстанций, стоимость которых зависит от курса доллара".