Ходят слухи, что вслед за ипотечными, южноуральские банки сворачивают и программы автокредитования. Те же, кто пока принимает заявки на долгосрочный кредит, повышают процентные ставки и сумму первоначального взноса.
- И рассматривают заявки на кредит банкиры сейчас по-другому, более тщательно, - комментирует директор кредитной компании "Кредитком" Е. Панфёрова. - Если еще пару месяцев назад статья доходов заемщика подтверждалась справками, то сегодня все данные о финансах кредитуемых проводятся через налоговую службу. По сути в автокредите не отказывают только тем, чьи фамилии отыщут в "белом" списке, то есть в единой базе заемщиков с хорошей кредитной историей.
Посчитаем ставки
Что касается роста процентных ставок, то процесс этот, считает наш эксперт, пока в самом разгаре. С ним соглашаются и кредитные специалисты челябинских автосалонов.
- Среди банков, с которыми мы работаем, рекордами успел "порадовать" Балтийский банк, увеличив ставку на 5-летний займ с 12,5 до 18,5%, - делится информацией кредитный и страховой брокер компании "Автоальянс" М. Шажков.
Челябинвестбанк, по его словам, тоже вырастил ставку - пока на 2%, а "Юниаструм-банк" и вовсе приостановил автокредитование. Его примеру последовал и банк "Кредит Европа", объяснив ситуацию техническими причинами. Стойкими "автокредитными солдатиками" пока остаются Росбанк и ВТБ24, в пику, к примеру, некоторым застывшим банкам-партнерам челябинского автосалона "Джемир". В других банках, по словам финансового менеджера салона И. Галиевой, как на дрожжах, растут проценты по выплатам. До 22% дошла максимальная ставка в одном из аккредитованных в "Джемире" банках.
Единственный, кто законсервировал проценты на прежнем, докризисном, уровне - 13,5%, - это Сбербанк. Вообще, автокредитную ставку, будто бы просчитав свои действия на шаг вперед, Сбербанк увеличил еще в марте этого года. Правда, его автозаемщики выплачивают высокий первоначальный взнос - 30%. Эта величина, кстати, тоже растет, застывая в зависимости от кредитной программы на отметках в 15, 20 и 30%.
Шутка ли?
Пока банкиры наращивают ставки, южноуральские автодилеры подсчитывают убытки. О том, с какими задержками пустеют теперь демонстрационные залы автосалонов говорит, к примеру, К. Челмакин, заместитель генерального директора по развитию продаж автоцентра "Челябинск-ЛАДА", официального дилера компании "АвтоВАЗ".
- Продажи сократились на 10-15%, - уточняет он. - Хотя я бы не назвал эти потери весомыми. Все потому что, Автомобильный банкирский Дом - "дочка" АвтоВАЗа и наш основной кредитный партнер - приостановил выдачу автокредитов всего на неделю. Восстановить же кредитование "Дом" обещает с более низкими, чем в других банках, процентами.
Челябинские банки пока не берутся комментировать ситуацию с автокредитованием, и их можно понять. Банкиры попросту сами не знают, какую новую шутку сыграет с ними мировой финансовый кризис и как придется поступить в следующую рыночную минуту.