В Наш город Джамайка и Тарзан, преподаватели капоэйры - бразильского боевого искусства, - приехали год назад. Сегодня число челябинцев, занимающихся у бразильских мастеров, перешагнуло за полсотни.
- Здесь, на Южном Урале, свой, обрусевший вариант капоэйры, адаптированный под ваш менталитет, - говорит 34-летний местрандо (степень мастерства - прим. авт.) Джамайка. - Мы как преподаватели даем знания, но в то же время впитываем в себя российскую культуру, а это, безусловно, сказывается на стиле.
Танец рабов или свободных?
Люди в белом образуют круг. В центре этого круга под музыку и пение в танце-поединке начинают с необыкновенной пластикой двигаться два капоэйриста - примерно так проходит рода, танец-ритуал. То, собственно, ради чего проходят упорные тренировки.
- Капоэйра - древнее воинское искусство, - рассказывает Анастасия Бурлакова, заместитель директора по информатизации лицея N142, одна из учениц бразильцев. - Его создали африканские рабы, вывезенные в Бразилию. Людей, владеющих капоэйрой, преследовала полиция, их боялись, потому что это были в основном невольники и бедняки, боровшиеся за свои права. В условиях запрета это боевое искусство стало всё больше походить на танец...
В Челябинске бразильская "соль" впервые появилась в начале 2000-х. Учение постигали энтузиасты. Потом капоэйру активно осваивали инструкторы нескольких фитнес-клубов. И только в прошлом году в Челябинск приехали работать настоящие носители боевого искусства, признанные мастера Теренс де Лима Гонсалвес (местрандо Джамайка) и Жозе Лирио Агиар (профессор Тарзан).
- Работать в Челябинск нас пригласили год назад, - рассказывает улыбчивый Джамайка. - Конечно, поначалу, не зная языка, было сложно, ведь нужно было передвигаться по городу, ходить в магазины.
Сейчас к российской действительности они уже привыкли. Джамайка погулял на свадьбе у русского друга, оценил по достоинству пироги, пельмени и прошлой зимой даже встал на сноуборд.
Кстати, из жаркой Бразилии Джамайка и Тарзан привезли и специальные музыкальные инструменты, без которых невозможны занятия капоэйрой: атабак - барабан, беримбао - струнный инструмент, задающий ритм, пандейру - бубен, агого - колокольчик.
- Музыка - это неотъемлемый элемент капоэйры, - поясняют бразильцы. - Она задает ритм движениям и дает энергию. И каждый занимающийся должен уметь играть на этих инструментах.
Капоэйра как футбол
Число челябинских капоэйристов постоянно растет. Сегодня у Джамайки и Тарзана занимается больше 50 человек. По словам бразильцев, россияне вообще спортивная нация. Чего только стоят футбольные болельщики! Как оказалось, ребята с интересом следили за ходом чемпионата Европы по футболу и болели, конечно же, за россиян.
- Мы были приятно поражены тем, как ликовали болельщики, когда Россия вышла в полуфинал, - вспоминают жители самой футбольной страны в мире. - Они болели примерно как бразильцы в 1994 году, когда Бразилия выиграла чемпионат мира. Вся страна в одном порыве! Это здорово!
По мнению Теренса де Лима Гонсалвеса, для капоэйры, как и для футбола, не существует границ в виде национальностей или особенностей менталитета.
- Граница есть только в голове человека, - считает местрандо. - Капоэйра - это универсальная культура. Люди везде одинаковые: в России, в Бразилии, в странах Ближнего Востока и Европы есть хорошие и плохие люди, бедные и богатые. И эти люди живут, любят, радуются, огорчаются, болеют. Другое дело, что каждая страна накладывает свой отпечаток. И капоэйра везде своя. Хотя элементы одни и те же. Это музыка, танец, борьба, гибкость, координация, равновесие, сила, ритм и ловкость. Одна и цель занятий - понять себя, чтобы потом понять мир, окружающий нас.
Прожив почти год в холодной и далекой от Бразилии России, Джамайка и Тарзан наперед ничего не загадывают.
- Наше будущее - здесь и сейчас, - философски рассуждает мастер капоэйры Джамайка.