Примерное время чтения: 10 минут
223

Константин Уральский: «Люблю людей, а не границы»

Когда-то прославленная балерина Анна Павлова отправилась с гастролями в Латинскую Америку - её назвали сумасшедшей. Сейчас мир стал меньше, но полёт за тридевять земель, чтобы поставить спектакль в сердце Анд, по-прежнему многим показался чистой авантюрой.

Художественный руководитель балетной труппы Челябинского театра оперы и балета Константин УРАЛЬСКИЙ подобного вызова не испугался.

Чай с кокой не желаете?

- Этот год выдался для вас необычным - целый месяц пришлось поработать в такой экзотической стране, как Боливия. Сразу встают в памяти Анды, индейцы, джунгли… Как вас туда занесло?

- Страна действительно представляет собой смешение Средневековья и XXI века. Можно запросто встретить индейцев в национальной одежде, но и с мобильным телефоном в руке.

А попал я в Боливию благодаря Монике Камачо - мы с ней вместе учились в ГИТИСе. Учились мы вместе давно, ещё в 80-е, и с той поры я её не видел, а тут она вдруг вышла на связь. Интернет - великое дело! Она рассказала, что следила за моей карьерой, а теперь предлагает приехать в Боливию, чтобы помочь поднять тамошнюю балетную школу. Я довольно легкомысленно согласился, а в итоге получил официальное приглашение от министерства культуры Боливии.

- Не боязно было отправляться на край света?

- Страха, конечно, не было, скорее любопытство. Я уже был в Мексике, Никарагуа, но Боливия - это всё-таки совсем другая страна. Там даже местные индейцы называют себя по-особому - андейцы, от слова «Анды». И ставить балет мне предстояло на темы их национальной музыки.

- Были какие-то сложности в адаптации к местным условиям?

- Лететь туда надо 36 часов! А неофициальная столица страны Ла-Пас расположена на высоте 3600 метров, так что воздух довольно разреженный. Но зато вид города, лежащего в огромной чаше среди Анд, очень красивый. По прилёте сразу дают таблетки, чтобы легче было привыкнуть к такой высоте. А в отеле предложили ещё и чай из коки…

- Той самой, из которой кокаин делают?

- Да, но само по себе это безобидное растение, которое там вполне легально потребляют. В конце концов и у нас из конопли делают не только марихуану, но и масло. Хотя поначалу, честно говоря, я испугался. Мне друзья звонят: «Что делаешь?» - «Да вот, чай из коки пью» - «И как, галлюцинации уже появились?» На самом деле это, конечно, никакой не наркотик, по вкусу похоже на зелёный чай и действительно помогает адаптироваться к высокогорью. Там чай из коки даже в пакетиках продают все те же производители чая, известные и у нас. Везде ведь свои травы. У них вот кока, у нас мята - кто знает, может, из той же мяты тоже можно наркотические вещества извлечь?

- Словом, вы быстро стали жителем высокогорья…

- Ну не совсем. К примеру, в первый выходной я отправился на озеро Титикака, оно находится ещё выше в горах, чем Ла-Пас. Всё вроде было хорошо. Во второй выходной, наоборот, спустился ниже - в пояс, где уже начинаются тропические леса, ближе к Амазонке. И тут по возвращении в горы мне пришлось нелегко. Видимо, когда я на самолёте приземлился в Ла-Пасе, перемена для организма прошла легче, а вот подъём из тропиков в горы был настоящим испытанием.

- Страна эта бедная или богатая?

- Бедная, конечно. Большинство населения живёт в деревнях. Лошадей и прочего крупного скота нет, используются только ламы, которых можно назвать маленькими верблюдами. В иных местах и вовсе просто нищета. Когда всё это видишь, больше ценишь то, что имеешь.

Артисты - как грибы

- Но если там сплошные деревни и индейцы, кто же ходит на балетные постановки?

- Ла-Пас - очень культурный город, там несколько театров, есть собственный симфонический оркестр. На нашу постановку «Ритм солнца» был всегда аншлаг, причём среди публики были как представители богатых семей, потомки испанских колонизаторов, все в бриллиантах, так и те же индейцы в национальной одежде. Так что интерес к балету большой. Кстати, я побывал в школе искусств, которую построили для аймара - крупнейшего индейского народа в Боливии. Обучение там бесплатное, студенты изучают самые разные виды искусств, так что нельзя сказать, что индейцы совсем уж необразованные в этом плане.

- Из ваших слов следует, что народные индейские традиции играют большую роль в Боливии. Трудно представить, чтобы у нас в театр кто-то пришёл в лаптях…

- Это немного разные вещи. Я думаю, что местные жители носят национальную одежду не потому, что очень уж дорога магазинная, всё дело в образе жизни. У нас уже потеряна культура национального костюма, не только русского. В Казани вы тоже вряд ли увидите людей в национальной татарской одежде. Может быть, это просто уже какой-то этап, не знаю. С другой стороны, сейчас во всём мире распространены угги, а ведь изначально это обувь австралийских аборигенов.

- То же самое можно сказать о нашей шапке-ушанке. Когда-то иностранцы над ней смеялись, а сейчас она вошла в моду в самых разных странах…

- Верно. Хотя ушанка есть у всех северных народов, не только у нас. Так что, возможно, ещё не всё потеряно - какие-то элементы народной культуры входят в моду.

- А национальная самобытность не была ли препятствием при постановке балета? То есть, не было ли всё на уровне самодеятельности у боливийской труппы?

- Если бы их попросить сыграть «Спящую красавицу», то, вероятно, это и была бы самодеятельность. Но современный балет ведь не исчерпывается одной лишь классикой. Конечно, Боливия - только начинающая балетная держава, никакого сравнения с такими соседями по континенту, как Аргентина или Куба. Но у боливийцев всё ещё впереди. Знаете, там артисты - как грибы, впитывают всё в себя, видна реальная отдача, прогресс. В России таковых один из 100, может, наберётся. Я ехал на постановку, но мне пришлось проводить и мастер-классы, так они хотели учиться. Люди приезжали ради этого из самых отдалённых провинций страны.

Албанский язык тоже понятен

- А был ли у вас ещё опыт работы в столь экзотичном окружении?

- Да, не так давно я ставил спектакль в Косово. Впечатления остались самые положительные - очень открытые, дружелюбные люди.

- Но говорят, что там чуть ли не Чечня в худшие её годы…

- Крови там было пролито немало, это правда. Но нет однозначной правды. Я не могу, если я православный, просто встать на сторону сербов. Есть хорошие и плохие люди у тех и у других. Кстати, в Приштине есть целый сербский район, с церквями, сербы там живут вполне спокойно. Политики, государство, отдельные религиозные деятели играют в свои игры, а люди везде хотят жить мирно. И я, знаете ли, людей люблю, а не границы - я космополит.

Кстати, Косово также представляет пример страны, где сохраняется национальная культура. После премьеры, как водится, был банкет, и артисты начали учить меня народным албанским песням и пляскам, хотя всё это была молодёжь, которая по идее к фольклору должна относиться прохладно. Мне трудно, например, представить наших молодых артистов, чтобы они на вечеринке начали учить гостя каким-то народным песням.

- Вы долгое время жили в Америке, бывали в других российских городах. Чей менталитет вам ближе?

- На самом деле менталитет отличается в разных городах одной и той же страны. И Россия не исключение. Если вы попадёте после Москвы во Владивосток, то убедитесь, что там совершенно другие люди.

- Тогда какой менталитет у челябинцев?

- Почему-то в Челябинске больше, чем в других городах, выражено разделение на группы, причём это не связано с материальным положением. И город как-то замкнут сам на себе, в чём его кардинальное отличие, например, от соседнего Екатеринбурга. Может, это связано с тем, что Челябинск долгое время был закрытым городом? Здесь запросто можно встретить людей, которые всю жизнь прожили на одном месте и ни разу не испытали желания посетить тот же Екатеринбург, хотя редко где в стране два мегаполиса расположены так близко. Вот это мне непонятно.

ДОСЬЕ

Родился 17 июня 1960 г. Окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа, курс профессора Ольги Тарасовой. В 1991-96 гг. руководил балетом штата Айова (США). В 1998 г. открыл в Нью-Йорке свою балетную школу и стал артистическим директором труппы балета Нью-Йорка. В последующие годы активно работал в США и Европе. С апреля 2008 г. - художественный руководитель балета Челябинского академического театра оперы и балета им. Глинки. В 2008 г. Константину Уральскому присуждена государственная премия Правительства РФ за достижения в области культуры.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах