Примерное время чтения: 7 минут
133

Нина Пикулева: "Я обнимаю всё детство!"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 12/12/2007

Писательница Нина Пикулева не любит Гарри Поттера, но преклоняется перед Маршаком. Уверена, что в нашей стране немало героев и произведений, которые еще ждут своего часа и будут не менее популярны, чем мальчик со шрамом. Она достаточно категорична в суждениях, но в произведениях своих всегда мягка. Если только не пишет в стиле рэп для подростков.

Берегитесь "ядовитых мамочек"!

- Многие детские писатели начали сочинять у кроватки своих детей, придумывая им сказки на ночь. И только потом решили их записывать. С вами было так же?

- Не совсем. Хотя доля истины в этом утверждении есть. У меня две дочери, и я давным-давно заметила, что не только у нас, но и за рубежом практически нет книг для младенцев и их родителей. Моя первая книга, изданная еще в 1988 году в Москве в издательстве "Малыш", называлась "В гостях у бабушки" и предназначалась для самого раннего возраста - игры, потешки, песенки. Книга по итогам года заняла тогда 2 место в традиционном конкурсе Госкомиздата "Лучшая книга года для детей".

- А как же надо писать книги для младенцев? Они же ничего не понимают!

- Тут очень важна интонация - ласковая, нежная - и важно, чтобы и слово, и восприятие его мамой соединялись в искренней эмоции - ребенок впитывает их, наши эмоции, и учится выражать свои чувства.

- Да разве можно придумать игру для двухмесячного ребенка? Приведите пример своей игры.

- Мои читатели их знают, это "Комарики", "Шла купаться черепаха" "Захотим и полетим!". Это действительно невероятно сложно - придумать игру, связанную со словом, для младенца. Почему нам так мало передается по наследству народных игр для крохотулек - "Сорока-ворона", "Идет коза рогатая", "По кочкам, по кочкам", и всё? Да потому, что это очень сложно! Когда я это поняла, мне захотелось их приду-мать!

Вот этим я и занимаюсь - с удовольствием! - всю жизнь. И у меня за это время появились прибаутки и песенки даже для тех, кто еще не родился - а что, он же слышит мамин голос уже на 6 месяце беременности мамы. А потом я стала "расти" вместе с ребенком - писались стихи и загадки, скороговорки. Теперь уже можно сказать, я обняла всё детство, вплоть до подростков. Для них я пишу в стиле рэп и не только. А к старшеклассникам я прихожу на творческие встречи с темой "Это мы не проходили", и мы находим общий язык в той теме, о которой с будущими мамами и папами не говорит никто.

- Я знаю, что у вас есть авторская страница в одной из местных газет, где вы ведете разговор со всей семьей.

- Верно. Мне хочется дать ребенку точку опоры, помочь ему сориентироваться в жизни. А взрослых подружить с детьми, соединить их общим делом - чтением стихов и сказок, разговором по душам. Сейчас это такое редкое явление. Только что вышла страничка, посвященная Дню матери, и в ней есть у меня заметка "Ядовитая мамочка". Я начинаю говорить о Януше Корчаке, польском педагоге, не предавшем своих воспитанников и шагнувшем вместе с ними в газовую камеру немецкого концлагеря, хотя мог запросто избежать этого.

Курящая мама для своего неродившегося ребенка - та же газовая камера, если не хуже, она самая настоящая "ядовитая мамочка"! А курящих женщин у нас много, сами знаете...

Учиться лучше не литературе

- Большинство имен детских писателей относится к советскому периоду. С чем это связано?

- Действительно, до революции детской литературы практически не было. Всё началось с Маршака, который организовал издательство "Детгиз" в Ленинграде - этот город можно считать родиной нашей детской литературы.

- Позвольте, а как же Пушкин?

- Александр Сергеевич не писал для детей, это взрослые "отдали" его сказки и некоторые стихи детям, ведь они написаны таким доступным и таким волшебным языком! Но во времена Пушкина литературы для детей не было. Да, для детей писали Л. Толстой, К. Ушинский, В. Даль, и всё. Литература для детей создавалась позже, Маршаком.

- А как вы относитесь к загадке, связанной с "Приключениями Незнайки" Носова? Есть версия, что он использовал некое дореволюционное произведение...

- Знаете, есть литература, а есть окололитературная возня. Ко многим талантливым произведениям пытаются примазаться разные сомнительные личности, сделать себе имя на якобы сенсационных разоблачениях - вспомните скандалы вокруг "Тихого Дона" Шолохова. Для меня Носов - автор "Незнайки". У него, кстати, есть книга "Мой друг Игорь" - про взаимоотношения с внуком. И сейчас его внук Игорь Носов продолжает дело деда, пишет продолжения "Приключений Незнайки".

- Вы читали модные ныне произведения Роулинг, Пуллмана?

- Конечно, автору Гарри Поттера надо сказать спасибо за то, что пробудила у нынешних детей интерес к чтению, но... Те дети, у которых уже есть вкус, говорят: "Тошнит от Поттера!" Я не могу сказать, что знаю всю сегодняшнюю западную литературу, но она никогда не выйдет для меня на первое место - нет ничего прекрасней нашей настоящей русской книги! У нас есть авторы, произведения которых превзошли бы эпопею с Гарри Поттером, но никто про них не знает!

- Почему? Издатели не заинтересованы в деньгах? Ведь пример Роулинг и прочих показывает, что детская литература может приносить немалую прибыль!

- Нынешние издатели, как правило, коммерсанты, они мыслят категориями "быть богатым здесь и сейчас!", примерно так, и не хотят видеть себя в роли людей, растящих талант, вкладывающихся в талант, который потом сделает их сказочно богатыми... Они лучше воспользуются импортированным продуктом, в который уже вложились их западные коллеги. Хотя хочется верить, что ситуация меняется - тому способствовала не только поттеромания, но и Год чтения. Хотя, конечно, практика времен СССР уже не вернется - практика, позволявшая существовать качественной и, главное, доступной детской литературе. За счет взрослой литературы удавалось держать цены на книги для маленьких, которые на самом деле всегда были по себестоимости дороже - надо было подбирать хорошие, безопасные бумагу и краски (ведь нередко ребенок берет книжки в рот), нанимать известных художников, оформителей. Когда пришел рынок, эта система рухнула.

- А почему ваших книг не видно в магазинах Челябинска?

- Спросите об этом лучше не меня, а владельцев челябинских книжных магазинов. Проблема в том, что нынешним книготорговцам без разницы, что продавать. Но я не отчаиваюсь.

- То есть на жизнь зарабатываете не литературой?

- Каждый пишущий человек в России вынужден где-то работать. У меня это уже позади, я в этом году получила право на заслуженный отдых. Но работы у меня не стало меньше. Зато она - другая, она связана только с любимым делом. И потому я - счастлива!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно