Одна из таких встреч была посвящена молодым поэтам Южного Урала. Нужны ли современной молодёжи стихи, готова ли она их слушать? В какой стране, бедной или богатой, легче работать деятелям искусства? И похоже ли нынешнее время на Россию эпохи Серебряного века?
Об этом нам рассказал участник «Поэтических сред», куратор проекта «Каменоломня», объединяющего молодых поэтов, Роман ЯПИШИН.
Разработки «Каменоломни»
Эльдар Гиззатуллин, CHEL.AIF.RU: В 1960-е годы поэты собирали стадионы, а сейчас у многих такое представление, что поэты сидят по квартирам. Это действительно так? Или выходите на публику?
Роман Япишин: Стадионы, конечно, собрать вряд ли возможно. Но и представление о том, что поэты сидят по квартирам, неверно. Я, например, курирую проект «Каменоломня» - творческие вечера, на которые собираются молодые челябинские поэты. Это такие посиделки в ресторане - общаемся, слушаем стихи и музыку.
- Подобные посиделки легко представить, например, в Санкт-Петербурге, но не в Челябинске.
- Как ни странно, но поэтических вечеров в Питере не так уж много - гораздо больше их проходит в Москве, которая считается деловым городом, зацикленным исключительно на бизнесе. Но и в Челябинске, как видите, есть поэтическая жизнь. Просто мало кто о ней знает. Хотелось бы побольше информационной поддержки. Сейчас мы общаемся друг с другом, объявляем о мероприятиях и встречах через социальные сети. Хотя, возможно, это гораздо эффективнее, чем если бы мы пользовались официальными каналами - через то же министерство культуры.
- А действительно ли есть молодёжь, которой стихи более интересны, чем Интернет и ночные клубы?
- Есть такая молодёжь, это в основном студенты. Например, в ЧелГУ благодаря издателю Марине Волковой состоялась встреча с поэтессой Ниной Александровой из Екатеринбурга. После этого в «Каменоломне» прибавилось немало ребят. Правда, почему-то больше заинтересованных среди тех, кто учится на журналистов, а вот с филологического факультета приходят мало, хотя им сам бог велел.
Сейчас, кстати, поэтическое движение в Челябинске набирает силу, и во многом благодаря Интернету. Люди просто узнают о специализированных группах, встречах. Впрочем, большинство хочет читать свои стихи, а не слушать других. Но мало поэтов в возрасте от 35 до 45 лет - думаю, это связано с «выпавшим» поколением в 90-х годах. Тогда ведь все зарабатывали, не до поэзии было. Потом, когда экономика пошла на лад, и о культуре подумали. Сейчас, к сожалению, опять дела обстоят неважно. Но ведь, по моему мнению, культура может развиваться только там, где развивается экономика.
- Тогда почему есть страны, где всё хорошо, но не слышно об известных писателях, композиторах? Например, сколько известных деятелей культуры из Швейцарии можно назвать?
- Ну, Швейцария - особый случай. Там ведь и своей архитектуры даже нет. Накладывает свой отпечаток кальвинизм - пуританское течение. Но, с другой стороны, возьмём страны Скандинавии, тоже достаточно зажиточные. И здесь столько известных музыкантов, писателей! Так что всё-таки богатые страны дают больше деятелей культуры, чем бедные.
С ружьём за революцию
- Поэзия переживала расцвет во время Серебряного века в начале XX века. Вам не кажется, что и сейчас ситуация похожа на то время? Были «сытные годы», а потом подступила война…
- На самом деле и в Серебряный век было ощущение кризиса. Но сейчас, несмотря на все тревожные признаки, ситуация стабильнее. Вольготнее поэтам жилось во времена СССР. Сейчас есть свобода слова, но поэты мало кому интересны. Трудно представить ситуацию, чтобы теперь государство осыпало какого-то поэта деньгами и льготами, как было, например, с Маяковским.
- А вы могли бы представить себя на месте Маяковского? Помогать своим талантом государству?
- Для поэтов того времени в этом не было противоречия. Для них революционные идеалы не были чем-то чуждым. Поэтому они не кривили душой, когда отдельными своими произведениями работали на идеи тогдашнего советского государства - вспомним, скажем, Есенина. Потом, конечно, многие разуверились в этих идеалах.
Но сама идея тогда была великая. Если бы мне в ту пору сказали: «Рома, держи ружьё - иди и воюй во имя революции!», то я, наверное, пошёл бы и воевал. Но только потому, что не знал, во что всё потом выльется. Идея ведь, повторюсь, прекрасная, хотя и неосуществимая. Но идеалисты того времени о том не знали.
Только любовь и смерть
- У вас увлечение поэзией началось с идеализма - стремления всё перестроить? Или проще - от личных переживаний?
- Ни то, ни другое. Однажды на уроке истории нам поручили написать стихотворение - уж не знаю, почему именно истории. Я и написал белый стих - довольно мрачный и ироничный. И многие ребята написали. У нас началось увлечение стихосложением - начали писать эпиграммы. Понятно, что это было баловство, но у меня оно в итоге вылилось во что-то серьёзное, как надеюсь. Настолько серьёзное, что в итоге я поступил в Литературный институт.
- Приходилось слышать, что Литературный институт - это что-то странное. Разве можно учиться в вузе писать прозу или стихи? Разве не должно всё тут строиться на собственном опыте и вдохновении?
- Это, по сути, филологический факультет. Отличие в том, что есть мастер-куратор, который постоянно читает твои произведения, критикует их, даёт советы. Вуз действительно считается довольно архаичным - ещё и потому, что среди мастеров люди, скажем так, консервативных убеждений. Есть опасность в том, что мастер начинает прививать студенту собственную систему. Например, мой мастер не признаёт усечённые рифмы - мол, это не рифма. Хотя мне это нелегко понять: как не рифма, если само понятие такое существует?
Сложно разграничить, что полезно в подобном обучении, а что нет. Приходилось слышать, что оно портит таланты, убивает поэзию. Но есть определённые законы, техника, которые просто надо знать.
- А какими стихами легче всего привлечь внимание аудитории?
- Лёгкими, ироническими. Политическими тоже, хотя я считаю, что поэзия и политика - разные вещи. Так что, наверное, опыт Маяковского повторить бы не смог. Девушки же всегда хотят слушать про несчастную любовь. А вообще, Виталий Кальпиди (известный современный челябинский поэт. - Ред.) однажды сказал, что для поэзии есть только две темы - любовь и смерть. Наверное, он прав.
- Может быть, внимание аудитории можно привлечь и чисто техническими средствами? Как вы относитесь к экспериментам подобного рода - использованию музыки, видео?
- На одном из поэтических вечеров я слушал девушку, которая читала стихи под музыку и необычный видеоряд. Вот если не вслушиваться в слова, было интересно, а как только отвлекался от картинок, сразу интерес пропадал почему-то!
Но сам я не против экспериментов. К своим стихам, которые публикую, иногда прикрепляю картинку. Выступаю и с музыкантами - они начинают играть, а я читаю стихи, которые навевает эта музыка. Бывает, что из этого сочетания рождаются песни.
- Согласны ли с мнением, что рэп - это современная поэзия?
- Откровенно говоря, не считаю рэп поэзией, к ней гораздо ближе тексты рок-песен. Хотя есть поэты, чьи тексты приближаются к рэпу, например Вера Полозкова из Москвы.
- Заработать поэзией, наверное, вряд ли возможно?
- Я никогда на это и не рассчитывал. Пока единственный мой доход от поэзии - 3 тыс. рублей, который получил от публикации в альманахе Литературного института. На жизнь же зарабатываю тем, что изготавливаю кухонную мебель. Жить исключительно за счёт поэзии можно было разве что во время Серебряного века или в 60-е годы XX века. Вот во время «оттепели» мне было бы интересно пожить - не столько из-за стадионов, которые собирали поэты, сколько из-за общего подъёма, того интереса, который был к поэзии. Чувствую, близкое мне время.