В челябинских колониях для перевоспитания заключенных используют не только строгий режим и тюремную форму, но и произведения мировых классиков.
Первые театральные постановки такого рода появились на Южном Урале 4 года назад в мужских колониях. В магнитогорской колонии N18 тогда поставили "Гамлета". Вслед за этим театралы появились в копейской колонии N6, в ИК-25 и ИК-10. В этом году театральный сезон был открыт и на сцене женской исправительной колонии N5. Здесь поставили спектакль по мотивам пьесы А. Чехова "Три сестры".
Часы свободы
К назначенному часу к залу колонии начинают слетаться серые стайки, точнее пятерки заключенных. Затем они ровным шагом направляются в зал под строгими взглядами надзирающих сотрудниц.
В колонии содержится 1235 осужденных женщин. Большинство из них трудится на фабрике, работающей в две смены. Поэтому около половины заключенных не смогли побывать на представлении. Театр не отменяет режима, и дневальные отрядов тоже остались на своих местах.
Сплоченности труппы тюремного театра позавидуют многие "вольные" храмы культуры. Стать актером в колонии непросто, открытый индивидуализм здесь не приветствуется. Но если уж сцена пришлась по душе, то коротать срок предпочитают, участвуя во всевозможных мероприятиях. Так, в роли Ольги в этот вечер на сцену вышла победительница проходившего в колонии конкурса красоты, а ее сестрой на сцене стала Наталья, которая еще пару недель назад читала со сцены монолог грибоедовской Софьи.
По словам Ольги Горшениной, начальника отдела по воспитательной работе с осужденными ИК N5, театральные постановки помогают перевоспитанию заключенных, способствуют их самореализации и уменьшают число нарушений режима.
К слову, лучшими актрисами, способными вжиться в любую роль, как ни странно, становятся самые злостные нарушительницы дисциплины. Сами актрисы признаются, что раньше не отличались примерным поведением. Теперь репетиции в театре не оставляют сил на агрессию. Да и участие в постановках дает преимущества. Например, заключенные в женской колонии носят единую для всех форму, им запрещают пользоваться косметикой, и только для сцены хоть на несколько часов можно надеть вечерние наряды и не прятать волосы под косынкой.
Ловелас в колготках
Готовились к спектаклю в колонии основательно - шили костюмы, готовили декорации. Активно помогало постановке и руководство колонии. Для актрисы, исполняющей роль Ирины, достали свадебное платье. А Ольгино платье девушки сшили своими силами из материалов и украшений, которые передали с воли. Для интерьера пригодились диван и кресла из кабинетов художника и завклубом. Для сцены со светским ужином создали фрукты из пластилина и папье-маше. Как смогли, девушки передали свое представление о красивой жизни позапрошлого века.
Кстати, во всей театральной труппе текст Чехова прочитала только режиссер Надежда (ветврач, из 13-летнего срока, данного судом за убийство, она уже отсидела 9 лет). В результате от классической пьесы остались лишь название и имена главных героев. Посчитав, что оригинальный сюжет будет неактуален для тюремного зрителя, спектакль поставили на манер современных мыльных опер.
Хотя режиссер заверяла нас в том, что зона никак не отразилась на постановке, реплика одной из героинь выдала арестантку с головой: "Я дома, я свободна!" Эта фраза есть и у Чехова, но вот смысл драматург в нее вкладывал совсем иной.
Впрочем, зрителя интересовал не столько сюжет, сколько то, как женщинам удастся сыграть мужские роли. Девушкам это вполне удалось. Правда, к примеру, подполковника Вершинина выдавали женские колготки, выглядывавшие из-под штанин брюк. Кроме того, при близком рассмотрении на губах у подполковника явно блестела помада. Да и целовался он притворно, не касаясь губами партнерши, а лишь слегка наклоняя ее, якобы для страстного поцелуя. Как призналась после спектакля Татьяна, актриса, сыгравшая Вершинина, поцелуи были самым сложным моментом: "На репетиции эта сцена всегда смехом заканчивалась, а во время премьеры вроде бы даже ничего получилось".
Хоть премьерный ажиотаж стенам тюремного зала неведом, но в целом спектакль был встречен зрителями положительно. Зал то взрывался хохотом, то звучали аплодисменты. В ближайших планах у театра за решеткой ИК N5 - выездной КВН, постановка мюзикла "12 месяцев" на новый лад.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть