Государственная жилищная инспекция Челябинской области признана лучшей на Урале, а в федеральном рейтинге занимает 12-е место.
Однако это не значит, конечно, что все проблемы реформирования ЖКХ решены. Люди зачастую по-прежнему остаются один на один с управляющими компаниями? Можно ли помочь гражданам разобраться во всех хитросплетениях реформы?
8 дней на жалобу
- Это наша обязанность, - считает Сергей Нажипов, начальник Государственной жилищной инспекции Челябинской области, председатель координационного совета главных жилищных инспекторов УрФО.
- Мы закончили оформление ре-естра управляющих компаний и подрядных организаций области - на учете 56 компаний и более тысячи подрядчиков. Теперь существует единая информационная база, которая поможет выявлять недобросовестных участников рынка ЖКХ. Охотников на этот пирог хватает - в данной сфере крутится более 16 миллиардов рублей, огромная сумма! От участия в освоении этих средств за прошедший год мы исключили 27 подрядчиков.
- А чем это им грозит?
- Они впредь не смогут участвовать в конкурсах. Это либо фирмы-однодневки, либо совсем маленькие конторы, к которым уже были претензии.
- Какие нарушения чаще всего фиксируются?
- Нецелевое или нерациональное использование средств населения, отсутствие дальнейшего контроля за распределением. Для примера: ремонт крыши дома стоит 500-800 тысяч рублей и смета закрыта на 100%, а объем фактически выполненных работ значительно меньше - в итоге страдает не только качество. Также нередко отмечается завышение расценок на услуги, несоответствие их нормативам. В результате перерасчета инспекции удалось за прошедший год вернуть населению 3,2 миллиона рублей. На 11,2 миллиона рублей дополнительно выполнено работ по нашим предписаниям.
- А сколько дней вы рассматриваете жалобы? Есть ли какие-то строго оговоренные сроки?
- Сравните. Если в 2005 году на рассмотрение уходило до 27 дней, то сейчас - не более 8. Причем все случаи мы обязательно рассматриваем с выездом на место. Выполнено 82% наших предписаний. Однако это не значит, что остальные случаи остались без ответа. Просто по каким-то вопросам надо дождаться утверждения новых нормативных актов или просто сезонных изменений - лета для ремонта той же крыши. Но все обращения, жалобы мы держим под контролем.
От детских площадок до капремонта
- На координационных советах вы нередко общаетесь с коллегами из других российских городов. Можете сравнить темпы реформирования ЖКХ?
- Можно отметить опыт Кемерово, Москвы, Санкт-Петербурга. Они, например, ушли далеко вперед в плане оперативного оформления перепланировки и перевода жилого помещения в нежилое - по принципу "одно окно". Мы пока к этому только стремимся. К тому же на жилищные инспекции в этих регионах возложены самые широкие функции: они и борются за сохранение детских площадок, и контролируют целевое расходование бюджетных средств, следят за благоустройством дворов, фасадами домов. Важная составляющая их работы - участие в приемке нового жилья.
- У нас пока не так?
- К сожалению, нет. Хотя считаю, что подобная практика была бы очень полезной. Не секрет, что жилье у нас зачастую сдается в конце года с большим списком замечаний. Длительное время не работают лифты, заварены мусоропроводы. Впрочем, у нас неплохие результаты по объемам проверок жилищного фонда, срокам рассмотрения обращения, жалоб, контролю за соответствием тарифов и цен. И по объемам инвестиций в ЖКХ Челябинской области занимаем также ведущее место.
- В этом году какие направления будут главными в реформе ЖКХ?
- Конечно же, надо завершить, наконец, процедуру по выбору форм управления жильем - больше откладывать нельзя. Также необходимо законодательно решить вопрос по источнику средств на капитальный ремонт домов. Остановить необоснованный рост цен и тарифов. Любая реформа требует корректировок, и, уверен, жилищная инспекция сыграет в том важную роль как представитель государства в спорных ситуациях между всеми участниками жилищно-коммунальных отношений.
Возьмите на заметку
Телефоны районных подразделений Государственной жилищной инспекции Челябинской области: