Примерное время чтения: 5 минут
55

Аптечная блокада

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 28/02/2007

Анна Степановна, 70-летняя пенсионерка из Челябинска, о своем заболевании говорит уже довольно спокойно. Онкология - это, конечно, серьезнее, чем ОРЗ или гипертония. Но суть та же: врачи, аптеки, лекарства. Привычный круг.

Средняя таблетка по больнице

В прошлом году Анна Степановна получала ежемесячно 4 упаковки лекарств. Одни поддерживали работу пораженной печени. Другие снимали боль и делали сегодняшний день хотя бы не хуже, чем вчерашний.

Перед Новым годом женщина попала в больницу. А когда после выписки обратилась за привычным рецептом, оказалось, что с бесплатными лекарствами возникли проблемы.

- С тех пор я два месяца покупала таблетки за свои деньги, - вздыхает Анна Степановна. - За одну упаковку выложишь тысячу, за другую 200 рублей. Почти половина моей учительской пенсии. Экономить удавалось разве что на обезболивающем. Выбрала самое недорогое, всего 100 рублей упаковка. Да и то пью только в крайнем случае, когда уж совсем невмоготу.

Больных, оказавшихся в аналогичной ситуации, только в Челябинской области 154,4 тысячи человек. Именно столько федеральных льготников получают бесплатные лекарства. В 2006 году фактические траты области на льготные лекарства составили 1, 5 млрд. А потом оказалось, что Фондом обязательного медицинского страхования на эти нужды было предусмотрено почти в два раза меньше. Теперь, раскошеливаясь на бесплатные таблетки, льготники расплачиваются за долги.

- На сегодняшний день задолженность перед поставщиком лекарственных препаратов составляет более 700 миллионов рублей, - говорит начальник управления лекарственного обеспечения населения Челябинской области Валентина Мосина. - Естественно, он ограничил поставки. С этим и связан возникший в январе - феврале дефицит лекарств.

Причина задолженности проста: в прошлом году на федеральном уровне не было принято ни одного нормативного документа, который бы как-то ограничивал объем отпуска лекарственных средств. Естественно, каждый врач постарается сделать максимально эффективное назначение. Не имея дополнительных указаний, медики просто выполняли свою работу.

В этом году делать это станет гораздо сложнее: на лекарственное обеспечение льготников Челябинской области выделено всего 692 млн рублей. Это в два раза меньше, чем было затрачено в прошлом. И на этот раз цифра жестко закреплена федеральным законом.

Но почему-то при расчетах федеральные законотворцы упустили из виду очень важный момент. В 2005 году, когда начал работать закон о дополнительном лекарственном обеспечении (ДЛО), мы еще не вкусили всей прелести монетизации. Это значит, что "лекарственный" бюджет формировался из расчета всех федеральных льготников, будь он трижды больной или вполне здоровый. Приведшая всех в восторг программа ДЛО была эффективна как раз благодаря страховому принципу перераспределения средств. Грубо говоря, менее "дорогостоящий" льготник платил за соседа. А в прошлом году почти 42% льготников отказалась от соцпакета в пользу наличных денег. Перераспределить их теперь невозможно. Таким образом, "лекарственная страховка" Челябинской области лишилась примерно 700 тысяч. А ведь 58% льготников, которые предпочли лекарства живым деньгам, как раз и являются в массе своей тяжелыми хроническими больными, на лечение которых направлялись основные средства.

Сто тысяч за упаковку

- В настоящее время федеральные власти пытаются решить эту проблему, - говорит Валентина Васильевна. - Один из путей - выделить заболевания, требующие наиболее дорогостоящего лечения. Это прежде всего онкология, онкогематология. Один из препаратов, показанный в течение всей жизни некоторым больным с заболеваниями крови, стоит свыше 100 тысяч рублей за упаковку. Или рассеянный склероз - применяющийся для его лечения препарат "Бетаферон" стоит порядка 50 тысяч. Мы подсчитали: в Челябинской области подобные "дорогостоящие" пациенты составляют примерно 10% от числа федеральных льготников. И только на их лечение ежегодно требуется 409 млн рублей. Это практически весь годовой "лекарственный" бюджет. А ведь остается еще 90% больных! Выход один: выделить "дорогостоящие" заболевания в специальные целевые федеральные программы с отдельным финансированием.

Пока программы готовятся, а долги не выплачиваются, медикам приходится смотреть в глаза пациентам. Анна Степановна рассказывает, как в очередной раз, выстояв очередь, зашла к своему лечащему врачу. И лечащий врач в очередной раз развел руками. Женщина не выдержала и расплакалась прямо на приеме: боли, обострившиеся в последние дни, совершенно лишили сил. Врач за руку отвел ее в процедурный кабинет и велел сделать бесплатный болеутоляющий укол.

С начала года в Челябинской области отпущено лекарств по 164, 5 тысячам рецептов на сумму почти 75 миллионов рублей. Отсрочены оказались "всего" 11 тысяч рецептов. Но как подсчитать, скольким пациентам врачи вынуждены были отказать в рецепте, наверняка зная, что в аптеке нет нужного препарата? А ведь за каждым отказом стоят конкретные больные. И пока федеральные власти не будут видеть их лица за цифрами и процентами, не начнет работать ни одна самая национальная программа.

Кстати

В министерстве здравоохранения Челябинской области нас заверили: несмотря на ограниченный бюджет, лечить хуже южноуральцев не будут. На всех уровнях ведется работа по погашению задолжности.

В поликлиниках будет четко отлажен механизм составления заявок: каждый врач составит план лечения пациентов, в котором укажет необходимый объем препаратов. Это поможет избежать хаотичных назначений "про запас". В дальнейшем расчет потребности в лекарственных средствах и контроль за поставками будет производиться при помощи специальных компьютерных программ. За недопоставку лекарственных средств к поставщику будут применяться штрафные санкции.

Кроме того, по поручению губернатора из разных источников планируется выделить 200 миллионов рублей на закупку лекарственных средств для стационаров области.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно