В сентябре этого года Челябинская область отметит страшную дату: исполняется 50 лет радиационной аварии на озерском ПО "Маяк".
Трагедия, которую сегодня многие называют "уральским Чернобылем", уже отразилась на жизни и здоровье нескольких поколений жителей близлежащих территорий. Увы, так сложилась история нашей страны, что только накануне полувекового юбилея граждане, пострадавшие от аварии 1957 года, могут, наконец, дождаться появления закона, реально защищающего их права.
Чем "маяковцы" ущербнее "чернобыльцев"?
В отличие от пресловутого Чернобыля, пришедшегося на годы гласности, факт аварии на "Маяке" советское руководство тогда замалчивало. Ликвидацию самой аварии вынесли на своих плечах работники ПО "Маяк" и солдаты. На прилегающих территориях с последствиями боролись, по существу голыми руками, колхозники, жители сел загрязненной зоны и школьники-подростки.
Лишь спустя 33 года, осенью 90-го, наша область впервые официально подняла эту проблему на слушаниях в Верховном Совете СССР. С этого же времени начала работать общественная организация "Кыштым-57", которую возглавляет Луиза Коржова.
"По нашему замыслу закон о социальной защите граждан должен был быть общим для облученных, независимо от места и времени радиационной ситуации, - вспоминает Коржова. - Проект закона был подготовлен специалистами ПО "Маяк". Но в Москве, как всегда, решили по-своему: в 1992 г. вышел "чернобыльский закон", где были прописаны все мыслимые и немыслимые компенсации и льготы. А отличие принятого 20 мая 1993 года "маяковского" закона от чернобыльского оказалось столь великим, что он разочаровал даже самых непритязательных".
По сути, закон явился сильно урезанным вариантом чернобыльского с его формулировками и положениями, которые абсолютно не отражают особенности нашей ситуации. Например, жители сел на реке Теча в течение семи лет после аварии пили "атомный рассол", поскольку река была единственным источником водоснабжения. По официальным данным, жители получили эффективную дозу облучения до 150 бэр (для сравнения: ликвидаторов чернобыльской аварии выводили из зоны при 15 бэрах). Аналогов такой ситуации в мире нет, видимо, поэтому и нет льгот тем, кого по разным причинам до сих пор не отселили с берегов этой необыкновенно спокойной и красивой реки. Это жители сел Муслюмово и Бродокалмак, Русская Теча и Нижнее-Петропавловское.
Естественно, такой суррогатный закон не удовлетворил никого, и организация "Кыштым-57" начала борьбу за появление нового "маяковского" закона. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда к решению проблемы подключился ставший депутатом Госдумы от Кыштымского округа Михаил Гришанков. В 2003 году ему удалось организовать поездку по зараженным территориям заместителя главы МЧС Герасимовой и заручиться ее поддержкой. В итоге на самом высоком уровне было дано добро: пишите новый закон, полностью автономный от чернобыльского.
"Новый "маяковский" закон должен существенно улучшить социальную защиту пострадавших, - говорит участник рабочей группы по подготовке закона, член областной Общественной палаты Ирина Гехт. - Во-первых, существенно (в 3-4 раза!) возрастут ежемесячные выплаты для граждан, получивших накопленную дозу облучения свыше 7 бэр и свыше 35 бэр. Они же получат право на социальный пакет. Во-вторых, ежемесячную денежную выплату станут получать дети, проживающие в населенных пунктах, где средняя годовая доза облучения составляет свыше 0,1 бэр.
Наконец, будет введена выплата возмещения вреда семьям умерших вследствие радиационного воздействия инвалидов. Как и в случае с детьми, назвать конкретные суммы выплат сейчас нельзя, потому что они будут рассчитываться по специальной методике и постоянно индексироваться.
Отмечу только, что общая нагрузка на федеральный бюджет при реализации этого закона составит, по примерным оценкам, 80 миллионов рублей в год".
Путешествия закона
Итак, по мнению заинтересованных сторон, новый "маяковский" закон может существенно улучшить ситуацию. Беда в том, что уже больше года он путешествует по разным коридорам власти, но так и не принят. Депутат Госдумы Михаил Гришанков, который активно продвигает закон, как никто другой, знает причины проволочек:
- Вокруг этого законопроекта за последний год развернулась настоящая эпопея. Еще в конце 2005 года барьер на пути принятия "маяковского" закона поставило Правительство РФ, которое вынесло на него отрицательное заключение. Формально правительственное заключение не является для Думы истиной в последней инстанции, но по факту позиция исполнительной власти в подавляющем большинстве случаев играет определяющую роль.
Несмотря на это, весной прошлого года я сумел заручиться поддержкой руководителя комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея Исаева. И летом члены комитета поддержали концепцию законопроекта, однако указали и на существенные пробелы, которые необходимо доработать до рассмотрения закона в первом чтении. При этом я договорился с Исаевым о скорейшем продвижении законопроекта, чтобы он был окончательно принят уже в последнюю осеннюю сессию.
Мы договорились с вице-спикером ЗСО Евгением Рединым, что областные депутаты примут необходимые поправки на ближайшем заседании. Так оно и произошло, в результате чего законопроект в новой редакции 2 августа был повторно отправлен в правительство. Увы, выяснилось, что наши законодатели учли не все замечания и предложения, поэтому 16 октября законопроект снова вернули в ЗСО на очередную доработку.
Если бы удалось устранить оставшиеся замечания в максимально сжатые сроки, то я бы добился внеочередного прохождения закона в Думе еще в конце прошлого года.
"Потомки" ждут своего часа
Будет ли все же долгожданный закон принят до наступления 50-летнего "юбилея"? Гришанков полагает, что будет: "Вселяет оптимизм, что нас сейчас поддерживает глава Росатома Сергей Кириенко. В ходе совместной рабочей поездки по области я отдельно обговорил с ним ситуацию вокруг "маяковского" закона, и министр выразил готовность помочь в его продвижении".
Параллельно, кстати, будет вестись работа и по продвижению новых поправок в законодательство. Дело в том, что в первом варианте закона предусматривалось введение еще одной категории граждан, имеющих право на социальные льготы, - "потомков облученных родителей". Ведь на ликвидации аварии работали, к примеру, даже беременные женщины, и их дети вправе претендовать на получение льгот. Однако по итогам правовой экспертизы эта категория была исключена из законопроекта, поскольку в действующем законодательстве понятия "потомок" не существует.
Но это не значит, что тема "похоронена". Уже сейчас группой специалистов готовится научное обоснование необходимости введения в российское законодательство категории "потомки".