Примерное время чтения: 3 минуты
79

На "КамАЗе" с ветерком?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 20/09/2006

Власти Челябинска наконец признали, что непопулярное решение о повышении платы за проезд в городском общественном транспорте до 8 рублей не помогло "Челябгортрансу" выйти из кризисной ситуации.

Как заявил председатель комиссии по транспорту Челябинской гордумы В. Голиков, от нововведения выиграли в основном маршрутные такси, которые не стали повышать цену проезда.

Отметим, что удивление эта ситуация вызвала, похоже, лишь у городских властей и руководства "Гортранса", в свое время невозмутимо пропустивших мимо ушей предупреждение, что снижение разницы между проездом в автобусе и маршрутке до двух рублей, как это произошло, "откачает" в маршрутки большую часть пассажиров, платящих за проезд "живыми" деньгами.

Так оно и произошло. Как заявил Голиков, поток пассажиров в муниципальном транспорте значительно снизился. Приток наличных средств - тоже. "Маршрутники", не став повышать плату, выиграли за счет увеличившегося числа клиентов. В итоге сегодня в муниципальном транспорте один платежеспособный пассажир приходится на нескольких, пользующихся социальными гарантиями.

Теоретически положение может исправить создание нескольких частных фирм, занимающихся пассажирскими перевозками на коммерческой основе и конкурирующих между собой. Конкуренция - опять-таки пока в теории - может снизить плату за проезд до 6 рублей. В частности, одним из вариантов может стать приход в Челябинск ОАО "КамАЗ", в последнее время внедряющегося в новые для себя секторы рынка.

Мэрии предложено создать фирму, в которой 51% акций будет принадлежать "КамАЗу", а оставшиеся 49% - городу. Причем мэрия может внести свою долю не деньгами, а, к примеру, городским имуществом. Со своей стороны "камазисты" поставят сотню новых автобусов.

Пока городские чиновники размышляют. С их точки зрения, подобный подход может обострить без того неприятный вопрос с перевозкой льготников: захотят ли коммерсанты возить их бесплатно или даже ожидать запаздывающие компенсации за их перевозку от государства? И достаточными ли вообще окажутся перечисляемые за это суммы? Не приведет ли приход в Челябинск новой транспортной компании лишь к тому, что одного неэффективного монополиста сменит другой? Влиять на которого будет еще сложнее, чем на "Челябгортранс". Поэтому в администрации, по словам вице-мэра В. Алейникова, ждут предложений и от других коммерсантов. Тогда, имея в городе несколько соперничающих между собой транспортных компаний, можно будет играть на противоречиях между ними и не утратить контроль над социально значимым рынком пассажирских перевозок.

А пока власти размышляют и выжидают, качество перевозок становится все хуже. На сегодняшний день выделяемых средств хватает лишь на приобретение 5-6 автобусов в год, в то время как из строя выходит почти 16 машин.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно