70% населения будут получать госуслуги в электронном виде

Наступил век информационных технологий. Все больше образ нашей жизни становится зависимым от глобальной сети. В интернете мы получаем информацию, общаемся, совершаем покупки, работаем. Кроме того, в Интернете оказываются многие услуги, такие как – банковское дело, поиск работы, приобретение билетов, бронирование гостиниц, и другие. Ими можно легко воспользоваться, где бы Вы ни находились.    
   

Можно ли сегодня в Челябинской области получать государственные услуги в Интернете, что для этого необходимо и как будет далее развиваться проект «Электронное правительство» обсуждаем с Антоном Шариковым, Министром информационных технологий и связи Челябинской области.

Антон Сергеевич, сколько сегодня жители Челябинской области могут получить государственных услуг в электронном виде? Удалось ли популяризировать Электронное Правительство для населения?

Для начала хочу отметить, что в рейтингах Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Челябинская область по основным показателям развития информационного общества уверенно входит в первую двадцатку регионов. Так, например, для оценки эффективности использования гражданами госуслуг в электронном виде приведу результаты последних замеров. Например, 37% взрослого населения области использует возможность получения государственных услуг в электронном виде, а уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг составляет 48,4%. Мы на протяжении последних 3 лет проводим активную работу для того, чтобы население области имело больше возможностей по получению госуслуг в электронном виде. В первую очередь, разумеется, работа нашего ведомства направлена на обеспечение процесса предоставления государственных услуг в электронный вид. В настоящее время на едином портале государственных и муниципальных услуг размещена информация о 185 федеральных услугах, 156 государственных услугах Челябинской области, и 824 услугах органов местного самоуправления Челябинской области. Зарегистрировавшись на портале государственных услуг, сегодня южноуральцы могут получить в электронном виде 57 государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти и 37 муниципальных услуг Челябинской области. До конца года число электронных услуг еще будет увеличено. Стараемся популяризировать новые возможности.

Есть ли информация, сколько южноуральцев пользуется госуслугами в электронном виде?

По информации, которую предоставил оператор электронного правительства ОАО «Ростелеком» с начала 2013 года количество оказанных государственных и муниципальных услуг с использованием единого портала государственных услуг составило около 57 500. Сегодня число зарегистрированных на порталах ЕГПУ и РПГУ граждан и юридических лиц составляет около 60 000.

По сравнению с числом жителей региона не очень много? Как Вы считаете, почему граждане не так активно пользуются этой возможностью?

   
   

На мой взгляд, причин несколько. Разумеется, во–первых, это недостаточная информированность граждан о существующих возможностях, а, во–вторых, пока ещё низкий уровень пользования информационными технологиями. Немаловажным фактором являются стереотипы поведения. Многие граждане уверены, что лично отдать документы в орган власти надежнее, чем отправлять конфиденциальную информацию по каналам передачи данных. Чтобы выработать у людей иные привычки и подходы, предложить им иные возможности перед органами исполнительной власти поставлена задача максимально информировать граждан о новых способах и вариантах получения государственных и муниципальных услуг, начиная с подачи заявлений, и предоставлении информации о том, какие документы необходимы, а какие не обязательно предъявлять для получения услуги. Однако и среди чиновников тоже сильны привычки и стереотипы. Они тоже не до конца готовы использовать новые технологии.

Что же делать? Может ли, например, Многофункциона́льный центр предоставле́ния госуда́рственных и муниципа́льных услу́г (МФЦ), как еще один способ получения госуслуг, повлиять на привычки населения?

Хочу отметить, по темпам строительства МФЦ, Челябинская область входит в десятку передовых субъектов РФ. Сегодня в регионе функционирует 14 МФЦ, а с учетом филиальной сети – 19. Еще 2 МФЦ планируются к открытию до конца 2013 года. К январю 2016 года в каждом муниципальном районе Челябинской области должен быть многофункциональный центр. Надо отметить, что услуги, которые можно получить в МФЦ, весьма востребованы в области. Многофункциональный центр – это еще одна возможность получить государственную услугу, не обращаясь в орган власти. Такую же возможность предоставляет и сеть Интернет или инфомат. Возможно это и повлияет на стереотипы южноуральцев.

Инфоматы – новое явление в реализации проекта «Электронное правительство». Где и сколько их установлено сегодня?

Инфоматы – это программно–аппаратные комплексы, которые дают доступ к получению государственных и муниципальных услуг. Они дают доступ к порталу госуслуг, оснащены принтерами, на которых можно распечатать формы необходимых документов. Кроме того, телефонная связь позволяет оперативно поучить консультацию оператора. На сегодняшний день установлено 40 инфоматов в 36 центрах общественного доступа, в 11 населенных пунктах. В том числе и в административных зданиях МФЦ. Это еще одна точка входа на портал госуслуг, еще одна дополнительная возможность для граждан.

Возможно ли, что граждане боятся передавать свои данные через Интернет или инфомат. Насколько это опасно?

Уверен, что дело не в опасении за собственную информацию, а скорее в силе привычек. Однако, забывать о защите персональных данных, разумеется, не стоит. Конечно, все каналы связи защищены, открытые каналы не используются. Каждый запрос к системе чиновник подписывает собственной электронно–цифровой подписью, а система выдает не весь массив данных в ответ на его запрос, а только ту его часть, которая относится к запросу. Однако, успокаиваться не стоит. В 2014 году большое внимание будет уделено обеспечению защиты персональных данных и выполнению требований безопасности всех передаваемых данных.

Что уже сегодня делает Министерство информационных технологий и связи для того, чтобы повысить информированность людей о портале госуслуг? Ну и конечно, какие планы?

Самое главное – необходимо активнее пропагандировать новые возможности для населения, рассказывать гражданам о работе, которую проводят органы власти. Для этого у нас запущен и работает портал «Информационное общество в Челябинской области», на котором размещаются новости, обучающие материалы, открыты форумы. Кроме того, мы ведем комплексную кампанию, которая нацелена на повышение компьютерной грамотности населения. Ежегодно в области проходит Форум «Информационное общество: достижение и перспективы». В этом году он прошел в третий раз и по оценкам постоянных участников, представителей других регионов и столичных гостей, по многим показателям стал рекордным. Однако, для того, чтобы достичь показателей, которые поставлены в 601 Указе Президента РФ – 70% населения должны использовать механизмы получения государственных услуг в электронном виде – предстоит сделать еще очень многое.

С какими сложностями сталкивается сегодня Министерство информационных технологий и связи?

Сложности, разумеется, есть. Это и отсутствие утвержденных на федеральном уровне унифицированных стандартов оказания государственных и муниципальных услуг, и сложный процесс регистрации на портале госууслуг и отсутствие у регионов возможности создания инфраструктуры для выдачи кодов активации на ЕПГУ. Сегодня на первый план выходит работа по повышению эффективности бюджетных расходов в сфере внедрения информационных технологий. Все расходы должны быть обоснованы еще на стадии подготовки программы.

Как Вы относитесь к инициативе по сокращению госуслуг в электронном виде до 28?

Никто не планирует сокращать общее количество услуг. Инициатива направлена на то, что бы из множества услуг для населения и юридических лиц, которые размещены на едином портале госуслуг, выбрать наиболее востребованные в настоящий момент и направить на них основные усилия по доработке и удобству их использования населением. Это естественный процесс при внедрении любого проекта. Пройдена фаза экстенсивного развития и начата интенсификация.

Есть ли статистика того, какие госуслуги востребованы сегодня в Челябинской области больше всего?

Собственно, тут нет ничего неожиданного. Просмотр и оплата штрафов ГИБДД, начисления в ПФР РФ, сезонно пользуется спросом заказ загранпаспорта, а также блок социальных услуг – начисление различных субсидий, обращения в центры занятости. Собственно то, что требуется гражданам ежедневно. Использовать их можно зарегистрировавшись на Едином портале госуслуг и получив код активации на портале по почте или обратившись в центр выдачи кодов активации на Цвиллинга, 10.

Что изменится в жизни южноуральцев после внедрения проекта «Электронное правительство»? Как Вы считаете, заменят ли полностью электронные каналы привычный порядок получения госуслуг?

Можно с уверенностью утверждать, что жизнь южноуральцев станет удобнее. Уже сейчас, при необходимости получить госуслугу, человек может прийти в орган власти, который должен ее оказать, так как было принято и ранее. Вместе с этим, он может обратиться за услугой в МФЦ в своем городе, а может и вообще никуда не ходить, а заказать услуги на портале gosuslugi.ru. Сейчас, поработав в системе межведомственного электронного взаимодействия, большинство чиновников оценили ее удобство и оперативность, в основном отладилась структура взаимодействия и уже не возникает проблем с предоставлением документов, кроме тех, которые хранятся у самих граждан, документов личного хранения. Вряд ли 100% услуг будут оказываться только в электронном виде. Для многих важна личная беседа со специалистом, который оказывает услуги. Но важно, чтобы у каждого гражданина было максимальное количество вариантов и способов получения госуслуг, а также возможностей выбрать тот путь, который для него наиболее удобен.

Смотрите также: