Машиностроение наряду с металлургией является локомотивом Челябинской области. Что же сегодня происходит в машиностроительной отрасли? Можно ли ситуацию назвать стабильной? Как в ближайшие годы будет развиваться отечественное машиностроение?
В пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая предстоящему Дню машиностроителя. Участие приняли:
- Казаков Сергей Геннадьевич, директор ОГАУ «Государственный Фонд развития промышленности Челябинской области»;
- Королёв Алексей Николаевич, заместитель генерального директора АНО «Центр кластерного развития Челябинской области»;
- Кравчук Сергей Владимирович, председатель Комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, генеральный директор ГК «Уралкран»;
- Московский Олег Евгеньевич, руководитель Совета поставщиков, подрядчиков ОПК при Челябинском РО «Союз машиностроителей»;
- Калашников Евгений Владимирович, коммерческий директор ООО «ДСТ-УРАЛ»;
- Нестеров Дмитрий Александрович, генеральный директор ООО «Завод Прайд»;
- Ваулин Сергей Дмитриевич, директор Политехнического института ЮУрГУ.
Публикуем сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Итак, какова на сегодня ситуация в машиностроительной отрасли?
Казаков С.Г.: То, что мы видим в 2017 году, с осторожностью можно назвать первыми признаками стабилизации. Появляются новые проекты. В отличие от 2016 года, машиностроительный малый и средний бизнес ведет себя более активно, инвесторы готовы вкладываться в развитие компаний. Деятельность «Фонда развития промышленности» ориентирована на малый и средний бизнес. На сегодняшний день нами одобрено четыре проекта: три проекта с софинансированием федерального фонда («Биоморфные роботы», ЗАО «Мапра», ООО «Уралспецарматура») и один проект малого бизнеса одобрен с финансированием из средств только местного фонда («Союзполимер»). «Союзполимер» реализует проект по производству высокобарьерной полимерной девятислойной пленки. Пленка уникальная по своим характеристикам, то есть, мы сможем покупать продукты с более долгим сроком хранения и в более качественной упаковке.
Всего в разработке находятся 20 проектов. Сумма финансовой поддержки регионального фонда составляет 250 миллионов рублей, а с учётом софинансирования федерального фонда сумма составляет около 500 миллионов рублей. Деятельность фонда максимально открыта и прозрачна. Мы работаем в гораздо более «мягком» формате, чем банки. Фонд развития промышленности финансирует проекты развития и, по возможности, старается помочь каждому.
Статья по теме
Южноуральские машиностроители начали искать новые ниши
Как будет развиваться отечественное машиностроение в ближайшем будущем?
Казаков С.Г.: Машиностроение, по моему мнению, это то, без чего любая страна не может быть конкурентоспособной. Я думаю, что ставка на машиностроение будет отражена как приоритетная и в стратегии развития региона. Машиностроение должно и будет развиваться, в первую очередь, за счёт увеличения эффективности производства. Как пример могу привести финансируемое нами частное предприятие «Союзполимер». Аналогов ультрасовременного оборудования, которое было закуплено для данного предприятия, в России нет.
Мы упростили процедуру прохождения экспертизы для предпринимателей, претендующих на финансирование только из средств регионального фонда.
Фонд проводит мероприятия, с целью информировать бизнес о новинках в сфере машиностроения. В рамках встреч мы стараемся соединять предприятия ОПК и малый бизнес для создания и развития новых проектов.
Фонд представит два новых продукта:
• Конверсия (производство гражданской продукции на предприятиях ОПК), с займами от 200 до 750 миллионов рублей, сроком до 5 лет (1-2,5% годовых).
• Поддержка предприятий, производящих комплектующие с целью импортозамещения, с займами от 250 до 500 миллионов рублей. В данной программе до 75% суммы может финансироваться за счет средств фонда.
Улучшилась ли ситуация в отрасли по сравнению с прошлым годом?
Кравчук С.В.: Существенных позитивных изменений не произошло. Есть определенная волатильность, но я бы не сказал, что это тенденция к росту. В целом есть стабилизация по второму кварталу, небольшой (1–2%) рост в третьем квартале, но, по ощущениям, это все с лихвой компенсируется упадком четвертого квартала и первого следующего года. Есть положительные тенденции лишь в сельскохозяйственном машиностроении. Стабилизировалась ситуация, связанная с машиностроением в нефтедобывающей отрасли, однако, в некоторых областях падение продолжается. Например, наши металлурги активно закупают украинские краны. И Украина имеет заказы на год вперед, при дефиците заказов внутри страны. В лучшем случае мы не падаем. Любая более или менее стабильная ситуация, даже стабильное падение, позволяет планировать. Упаднические настроения закончились, все прогнозируют свои бюджеты и планы по развитию, исходя из того, что роста не будет. Вы сравните уровень привлеченных федеральных субсидий Свердловской области и Челябинской области. За первый квартал в Свердловской области привлечено больше миллиарда федеральных субсидий. Если в Челябинской области дадут полмиллиарда за год, это будут замечательные цифры. Но работа правительства Челябинской области по поддержке машиностроителей откровенно слабая.
Чем занимается «Центр кластерного развития Челябинской области»?
Королёв А.Н.: ЦКР в основном занимается выявлением кластерных инициатив в регионе, а также консультационной и методологической помощью в создании и регистрации промышленных кластеров.
Что такое «промышленный кластер»?
Королёв А.Н.: Промышленный кластер – это группа промышленных предприятий, связанных между собой функциональной зависимостью и территориальной близостью.
Это несколько промышленных предприятий, первое из которых продает свою продукцию второму, производящему из нее свою продукцию, с использованием продукции, купленной у первого участника и так далее, пока продукт не доходит до последнего предприятия, продающего продукцию на рынок. Такая схема называется кооперационной цепочкой.
Какие меры поддержки осуществляет ЦКР?
Королёв А.Н.: Существует государственная мера поддержки – субсидии. Субсидировать можно до 50% от стоимости совместного проекта. Деньги получает не сам кластер, а отдельный его участник. Данная мера поддержки является невозвратной, то есть субсидированные деньги участниками не возвращаются.
Сколько промышленных кластеров в нашем регионе? Как давно они существуют?
Королёв А.Н.: Создание и регистрацию промышленных кластеров регламентирует 779 постановление РФ, появившееся в августе 2015 года. В 2016 году было зарегистрировано 8, а в 2017 – 21 промышленный кластер. Еще 15 находятся в стадии рассмотрения. Данная мера поддержки однозначно востребована. Три проекта 2017 года будут профинансированы. Общая их стоимость – 1,3 миллиарда рублей, из которых 847 миллионов будут выделены государством. В Челябинской области зарегистрирован один промышленный кластер: «ПЛАНАР». Заявку на регистрацию подали кластеры «Робототехника», «Уралагромаш» и «Легкая промышленность».
Что такое диверсификация предприятий ОПК?
Московский О.Е.: В мае 2017 года Союзом машиностроителей был поднят вопрос диверсификации предприятий ОПК. В стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года вышел указ президента. По этому указу предприятия ОПК должны ввести до 50% продукции гражданского назначения. Для этого каждое предприятие должно индивидуально разрабатывать свою внутреннюю программу действий. Из за некой инертности данных предприятий был создан Совет поставщиков – подрядчиков в региональном союзе Машиностроителей. Смысл диверсификации – это создание на базе существующего оборудования гражданской продукции.
Какие проблемы актуальны для ООО «Завод Прайд»? Существует ли проблема неплатежей?
Нестеров Д.А.: Мы являемся предприятием малого бизнеса. Мы поняли, что ничего хорошего в ближайшее время не предвидится. В связи с уменьшением внутреннего потребления нашей продукции (буровая техника) были вынуждены выйти на внешние рынки, на экспорт. Сегодня 50% нашей продукции идет на экспорт: 30% — в страны СНГ, 20% — в Прибалтику, Восточную Европу, Африку, страны Азии (кроме Индии и Китая). Проблема неплатежей для нас неактуальна, поскольку мы работаем только с проверенными предприятиями и требуем до 50% предоплаты.
Какие изменения произошли на предприятии ООО «ДСТ-УРАЛ» за последнее время?
Калашников Е.В.: Мы производим самые современные бульдозеры в России. Есть направления стабилизации отрасли. Но тяжёлые годы прошли. 2016 год оказался достаточно непростым, но переломным, а в 2017 году наметился явный сдвиг в ситуации. В этом году мы планируем достичь лучших показателей 2011 - 2012 годов. Мы коснулись дна, оттолкнулись от него и начали восстанавливать объемы и стремиться к нормальной ситуации, которая должна быть в России достигнута в ближайшие год-два. Сейчас мы наращиваем свой выпуск + 40% к прошлому году. Большой ассортимент техники сформирован на сегодняшний момент, но задача стоит еще больше. Цель — построение в Челябинске второго мощного производителя бульдозеров, тракторов по типу ЧТЗ. Мы достигли 25% объема ЧТЗ и видим для себя абсолютно реальную цель — выйти на аналогичный объем в течение 5 лет. Что касается общего состояния отрасли, то машиностроение в России в упадке. Если «Фонд развития промышленности» не будет целевым образом сам определять отрасли, которые необходимо профинансировать, то улучшения наблюдаться не будет. Коммерческие банки совершенно не заинтересованы в финансировании машиностроения, хотя в государственной программе оно заявлено, как основная приоритетная отрасль. Важно отметить, что, несмотря на сложные политические отношения, Украина вынуждена покупать нашу продукцию. Также огромную помощь в подготовке и предоставлении кадров оказывает ЮУРГУ. Профильная кафедра тракторостроения заинтересована в нашем предприятии. Студенты 3-4 курса участвуют в наших разработках.
В прошлом году представители предприятий машиностроительной отрасли жаловались на проблему кадров, говоря, что выпускники ВУЗов не подготовлены к работе на предприятиях…
Ваулин С.Д.: ЮУРГУ обязан предугадывать изменения, опережая текущее состояние, в том числе и в области машиностроения. Мы это прекрасно понимаем и применяем в образовании, используя проектный подход. Осуществляя практическую работу в крупных проектах для предприятий, студенты получают необходимую практику. Университет активно работает с предприятиями на различных мероприятиях (дни открытых дверей, промышленные выставки и т.д.). В 2016 году была придумана «элитная подготовка». Это более углубленная и остронаправленная подготовка по определенному виду деятельности. Сейчас эта важная работа находится на начальной стадии. Очень хочется получить отклик предприятий. Я призываю коллег к сотрудничеству в этой сфере, с целью улучшения ситуации в подготовке кадров.
Смотрите также:
- Южноуральские машиностроители обсудили проблемы своей отрасли →
- Южноуральские машиностроители начали искать новые ниши →
- Почему в Челябинской области закрываются предприятия? →