Синяя яма. Куда алкогольное законодательство толкает южноуральцев?

фото Александра Фирсова / АиФ

Как известно, с 1 августа минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки подорожала до 220 рублей. В это же время федеральная статистика отчитывается о снижении как производства, так и объёмов реализации алкогольной продукции. Мы стали меньше пить или рынок горячительных напитков вновь уходит в тень?

   
   

Эксперты уверены: последовательное повышение акцизов приведёт, во-первых, к сокращению потребления легальной водки и переходу потребителей на суррогат, во-вторых, к полной остановке региональных производств. На Южном Урале уже несколько лет остаются законсервированными спиртзаводы Тюбукский, Петропавловский в Кусе, Челябинский ликёро-водочный завод. В этом году остановлен челябинский филиал пивзавода «Балтика».

Ищем замену

Цена алкогольной продукции ползёт вверх, вынуждая население искать более дешёвый продукт или вновь возвращаться к советскому прошлому - самогоноварению. Последнее, кстати, имеет небывалый спрос, дистилляторы покупают в больших количествах с рук и через Интернет.

Дешёвым суррогатом по-прежнему торгуют из-под полы в киосках, страждущие не гнушаются аптечными настойками, оборот которых власти до сих пор не регулируют. В минздраве Челябинской области подтвердили, что в Москве подготовлен только проект приказа, согласно которому лекарственные препараты, содержащие более 15% этилового спирта от объёма готовой продукции, будут отпускаться не более двух упаковок в одни руки.

«Доступность дешёвых суррогатов ни к чему хорошему не приведёт, - уверен член Общества анонимных алкоголиков в Челябинске Виктор. - В своё время в наркологии я видел и молодых, которые не брезгуют употреблением настоек. Помню, когда я начал употреблять настойки, у меня уже была стойкая зависимость от алкоголя. В аптеках покупал «Боярышник», это, по сути, спирт подкрашенный, эффект как от водки. А вот от настоек на травах типа можжевельника (насколько я помню, в них что-то добавляется, чтобы они не попадали под статус алкогольных напитков) эффект другой: говоря по-простому, от них дуреешь. У меня начались галлюцинации, приступы белой горячки были постоянно в течение полугода. Интоксикация такая, что начались приступы эпилепсии».

Молодые южноуральцы не брезгуют дешёвыми настойками. Фото: Shutterstock.com

Непонятно, почему федеральное законодательство буксует, когда речь идёт не о налогах, а о здоровье нации.

   
   

К сожалению, наркологи не разделяют пациентов по веществу, вызвавшему интоксикацию - водка это, суррогат или спиртосодержащие настойки. Всё же большее количество отравлений и смертей в Челябинской области приходится именно на этот сегмент. Как сообщает региональный Роспотребнадзор, во втором квартале 2014 года выросло количество отравлений спиртосодержащей продукцией с 246 случаев (во втором квартале 2013-го) до 271 в 2014-м. Зарегистрировано 43 случая летального исхода, это 42% в структуре смертей, вызванных отравлениями.

Что мы пьём?

Рост акцизов сказывается и на сокращении объёмов производства алкоголя. Так, одной из причин закрытия челябинского завода «Балтика» само предприятие назвало «избыточное регулирование государством пивоваренной отрасли». Тем не менее многие считают, что компания потеряла потребителей из-за снижения качества продукции.

О качестве алкоголя потребители могут только догадываться. Фото: www.globallookpress.com

«Народ меньше пить не стал, это я вам могу точно сказать, - говорит директор челябинской «Лаборатории живого пива» Илья Ройтенберг. - У пивоваренных компаний возник отток клиентов, потому что покупателей перестало устраивать качество. При приготовлении новых ли, старых сортов рецептура, как мне кажется, менялась, что-то упрощалось в производстве, а в итоге качество пива снизилось. Теперь если эти пивоваренные компании хотят, чтобы люди к ним вернулись, им нужно себя реабилитировать. Но это крайне тяжело, особенно в нынешней ситуации».

Перешли на самогон?

В целом такая же ситуация складывается и на рынке крепкого алкоголя. «Большая часть водки, которая продаётся в магазинах, отвратительного качества, - озвучивает личное мнение химик Михаил Кириленко. - От неё наутро болит голова, поэтому люди и переходят на самогон. Не потому, что дорого, а потому что качества нет. И этой проблемой у нас во власти никто не озадачивается. Сегодня с помощью современной техники можно узнать не только из какого спирта сделана водка, а даже где она была произведена, с какого завода спирт поступил. У нас, к сожалению, травят народ не только спайсами, но и некачественным алкоголем. Понятно, это капитализм - прибыль превыше всего. Не удивлюсь, если водку делают не из зернового, а из синтетического спирта (а писать на этикетке можно всё что угодно), потому что это выгодно».

«Сейчас продажи спиртного действительно сократились, - рассказывает коммерческий директор сети «Проспект» Андрей Грибанов, - однако это может быть связано с увеличением числа специализированных магазинов, которые разными путями пытаются удешевить продукцию. Конечно, это связано и с повышением общего ценника, потому что минимальная розничная цена сегодня тоже немаленькая. А это, в свою очередь, ведёт в России к контрафакту в том или ином виде, заменителям».

Что ждёт рынок алкоголя в ближайшее время, неизвестно. Слишком много факторов, помимо акцизов (инфляция, курс валют), могут сыграть свою роль. Кроме того, Минфин РФ заявил, что умерит аппетиты и заморозит ставки акцизов до 2017 года, в последующем увеличивая налог не так резко.