Два друга из Миасса Андрей Соснин и Денис Давыдов за 84 дня переплыли на Маленькой яхте атлантический океан и средиземное Море. В экипаже была и женщина - жена капитана Екатерина Соснина. Чтобы нарушить морскую традицию и допустить женщину на борт судна, мореплаватели готовили её к этому десять лет.
Ожоги в океане
«Только не подумайте, что это были специальные курсы или ещё что, - смеётся Екатерина. - Когда мы познакомились с Андреем, первое свидание прошло в яхтинг-клубе, где он рассказал о своём любимом деле - мореплавании».
Оказалось, что избранник питерской домашней девчонки - родом из города Миасса, с детства болен морем. Ещё в детстве мама Дениса Давыдова как бы случайно положила сыну на стол книгу «Сто лет одиночного мореплавания», которая зацепила мальчугана с первой главы и подарила мечту - кругосветное путешествие.
Потом была парусная школа Миасса. Туда же ходил с трёх лет Андрей Соснин. Там и познакомились «два капитана». Позже Андрей выучился на судоводителя в Санкт-Петербурге, а Денис стал инструктором по горно-лыжному и парусному спорту в Миассе.
В Петербурге Андрей познакомился с Катей, которая вскоре заболела морем так же, как и он сам. Если обычные влюблённые обустраивают гнёздышко-квартиру, то эта парочка вскоре после знакомства взялась за строительство яхты. Горячего стремления двух сердец хватило, чтобы построить небольшое судно. На яхте Андрей и Екатерина часто ходили по Финскому заливу. По прошествии времени яхту продали.
«Мы её переросли. Хотелось более серьёзного судна и более серьёзных морских походов. И купили по Интернету в США другую яхту - «Eagle» (в переводе с английского - «орёл». - Ред.)», - поясняет Екатерина.
Покупка яхты обошлась в 6 тысяч долларов, ещё 10 тысяч долларов потратили на подготовку яхты для длительного путешествия. За эти деньги они могли бы купить среднюю иномарку или новую «Ладу-Калину». Если бы не любовь к морю. В команду Андрей позвал друга детства. И вот в мае 2015-го они отчалили из американского Бостона. В первые же сутки путешественники испытали на себе холодный ветер Атлантики. Чтобы не упасть за борт всё время плавания через океан при выходе на палубу каждый пристёгивался карабином к надёжному тросу, натянутому вдоль палубы.
«Шансов найти человека, если никто не видел, как он упал, уже через минуту почти нет. На яхте установился особый ритм жизни - вахта по шесть часов. За всё время путешествия самой сильной травмой были ожоги. Когда пили чай в каюте, волна ударила в борт. С непривычки никто не удержал равновесие - мы ошпарились. Так как пресную воду использовали только для питья, от солёной океанской воды ожоги заживали долго. Что касается вахты, готовили еду все и одинаково следили за погодой. Сначала готовили еду только из запасов, а когда дошли до тёплого течения Гольфстрим, там нам повезло с рыбой. Тунец по 5-10 кг едва ли не сам прыгал на палубу. Рыбу мы жарили, вялили на солнце и ели», - рассказывают мореплаватели.
Шторм в «хрущёвке»
Отсутствие опыта едва не стоило жизни одному из участников путешествия:
«Остатки рыбы выбросили за борт и забыли. После обеда я вышел на палубу, чтобы осуществить мечту - искупаться в океане. И вдруг почувствовал на себе чей-то взгляд. Огляделся - до горизонта в любую сторону синяя гладь, внизу бездна. А такое чувство, будто под прицелом. Вглядевшись в воду, я увидел, что мною интересуется акула. Её, видимо, привлекли остатки рыбы, которые мы необдуманно выбросили. Осознав всё, я перекрестился и поблагодарил Бога за то, что не дал мне прыгнуть в океан», - делится впечатлениями Денис Давыдов.
В Гольфстриме ребят ждало ещё одно испытание. Вдруг стал туго ходить руль. Поломка рулевого управления - одно из самых серьёзных повреждений. Мелькнула мысль, что путешествие закончится, толком не начавшись. Оказалось, огромные саргассовы водоросли намотались снизу на скег пера руля. Но «Eagle» выпуталась, все выдохнули и отправились дальше.
«Три недели мы плыли по океану. Мы быстро поняли, по-чему часто ругают Фёдора Конюхова за однообразные снимки - закат и рассвет. Когда плывёшь в океане, закат и рассвет - это действительно интересно. Они всегда разные. И это было одним из наших новых развлечений», - говорит Екатерина.
«Я даже брал с собой саксофон. Думал, что буду играть на нём и коротать время. Но взял его в руки лишь пару раз за путешествие. Всё свободное время мы спали. В океане, оказалось, свой ритм жизни - уравновешенный», - добавляет Денис.
Уравновешивает океан не только ритм жизни.
«Находиться втроём на пяти квадратных метрах ежесуточно, конечно, трудно. Всё равно что заставить вас жить на кухне в хрущёвке вчетвером. При этом ежесекундно раскачивается пол и по нему то и дело плещутся два-три ведра воды. Нельзя уйти и хлопнуть дверью. Хотя больших ссор не было, но притираться характерами приходилось. Чтобы отдохнуть друг от друга, при заходе в порт мы расходились по одному», - вспоминает Андрей Соснин.
Тише, тише - кит там дышит
Океан то и дело устраивал проверку на прочность.
«Однажды ночью услышали за бортом тяжёлое, но мирное сопение. Бывалые моряки говорят, это плохой знак. Где-то на глубине может спать кит. Если испугать его, он может мотнуть хвостом - и нас не станет. Мы буквально на цыпочках, если так можно сказать про яхту, прошли «сопящий» участок. Жутко было всем», - улыбается Екатерина.
Через три недели путешественники совершили ещё одно открытие. Оказывается, у суши есть запах.
«Знаете какой запах у земли?! Не передать. Приплыв на Азорские острова, мы нюхали каждый сантиметр, наслаждаясь. До этого у нас был только запах воды и океана. А здесь пахло всё: цветы, трава, лавочки на рынке», - рассказывает Екатерина.
«А когда мы отказались в ресторане есть коронное блюдо из тунца, но уплетали прямо на кассе в супермаркете хлеб и сыр, местные жители только посмеивались над нами. Они сразу поняли, что мы путешественники», - вспоминает Денис.
Путешествие южноуральцы закончили через 84 дня, пришвартовав яхту в одном из турецких портов. Уже этой весной Екатерина и Андрей снова отправляются в Турцию, чтобы открыть новый сезон в международной школе мореплавания, которую организовали сами. Они говорят, что только в России яхта считается роскошью. Во многих странах в яхтшколы приходят так же, как у нас в автомобильные. Чтобы развеять стереотип о дороговизне, ребята приводят сравнение: яхта - это та же дача, только на волнах. Наши мореплаватели считают, что бороздить просторы «большой ванны» может каждый, нужно лишь выучить правила дорожного движения на воде.