Два друга из Миасса Андрей Соснин и Денис Давыдов за 84 дня переплыли на Маленькой яхте атлантический океан и средиземное Море. В экипаже была и женщина - жена капитана Екатерина Соснина. Чтобы нарушить морскую традицию и допустить женщину на борт судна, мореплаватели готовили её к этому десять лет.
Ожоги в океане
«Только не подумайте, что это были специальные курсы или ещё что, - смеётся Екатерина. - Когда мы познакомились с Андреем, первое свидание прошло в яхтинг-клубе, где он рассказал о своём любимом деле - мореплавании».
Оказалось, что избранник питерской домашней девчонки - родом из города Миасса, с детства болен морем. Ещё в детстве мама Дениса Давыдова как бы случайно положила сыну на стол книгу «Сто лет одиночного мореплавания», которая зацепила мальчугана с первой главы и подарила мечту - кругосветное путешествие.
Потом была парусная школа Миасса. Туда же ходил с трёх лет Андрей Соснин. Там и познакомились «два капитана». Позже Андрей выучился на судоводителя в Санкт-Петербурге, а Денис стал инструктором по горно-лыжному и парусному спорту в Миассе.
В Петербурге Андрей познакомился с Катей, которая вскоре заболела морем так же, как и он сам. Если обычные влюблённые обустраивают гнёздышко-квартиру, то эта парочка вскоре после знакомства взялась за строительство яхты. Горячего стремления двух сердец хватило, чтобы построить небольшое судно. На яхте Андрей и Екатерина часто ходили по Финскому заливу. По прошествии времени яхту продали.
«Мы её переросли. Хотелось более серьёзного судна и более серьёзных морских походов. И купили по Интернету в США другую яхту - «Eagle» (в переводе с английского - «орёл». - Ред.)», - поясняет Екатерина.
Покупка яхты обошлась в 6 тысяч долларов, ещё 10 тысяч долларов потратили на подготовку яхты для длительного путешествия. За эти деньги они могли бы купить среднюю иномарку или новую «Ладу-Калину». Если бы не любовь к морю. В команду Андрей позвал друга детства. И вот в мае 2015-го они отчалили из американского Бостона. В первые же сутки путешественники испытали на себе холодный ветер Атлантики. Чтобы не упасть за борт всё время плавания через океан при выходе на палубу каждый пристёгивался карабином к надёжному тросу, натянутому вдоль палубы.
«Шансов найти человека, если никто не видел, как он упал, уже через минуту почти нет. На яхте установился особый ритм жизни - вахта по шесть часов. За всё время путешествия самой сильной травмой были ожоги. Когда пили чай в каюте, волна ударила в борт. С непривычки никто не удержал равновесие - мы ошпарились. Так как пресную воду использовали только для питья, от солёной океанской воды ожоги заживали долго. Что касается вахты, готовили еду все и одинаково следили за погодой. Сначала готовили еду только из запасов, а когда дошли до тёплого течения Гольфстрим, там нам повезло с рыбой. Тунец по 5-10 кг едва ли не сам прыгал на палубу. Рыбу мы жарили, вялили на солнце и ели», - рассказывают мореплаватели.
Шторм в «хрущёвке»
Отсутствие опыта едва не стоило жизни одному из участников путешествия:
«Остатки рыбы выбросили за борт и забыли. После обеда я вышел на палубу, чтобы осуществить мечту - искупаться в океане. И вдруг почувствовал на себе чей-то взгляд. Огляделся - до горизонта в любую сторону синяя гладь, внизу бездна. А такое чувство, будто под прицелом. Вглядевшись в воду, я увидел, что мною интересуется акула. Её, видимо, привлекли остатки рыбы, которые мы необдуманно выбросили. Осознав всё, я перекрестился и поблагодарил Бога за то, что не дал мне прыгнуть в океан», - делится впечатлениями Денис Давыдов.
В Гольфстриме ребят ждало ещё одно испытание. Вдруг стал туго ходить руль. Поломка рулевого управления - одно из самых серьёзных повреждений. Мелькнула мысль, что путешествие закончится, толком не начавшись. Оказалось, огромные саргассовы водоросли намотались снизу на скег пера руля. Но «Eagle» выпуталась, все выдохнули и отправились дальше.
«Три недели мы плыли по океану. Мы быстро поняли, по-чему часто ругают Фёдора Конюхова за однообразные снимки - закат и рассвет. Когда плывёшь в океане, закат и рассвет - это действительно интересно. Они всегда разные. И это было одним из наших новых развлечений», - говорит Екатерина.
«Я даже брал с собой саксофон. Думал, что буду играть на нём и коротать время. Но взял его в руки лишь пару раз за путешествие. Всё свободное время мы спали. В океане, оказалось, свой ритм жизни - уравновешенный», - добавляет Денис.
Уравновешивает океан не только ритм жизни.
«Находиться втроём на пяти квадратных метрах ежесуточно, конечно, трудно. Всё равно что заставить вас жить на кухне в хрущёвке вчетвером. При этом ежесекундно раскачивается пол и по нему то и дело плещутся два-три ведра воды. Нельзя уйти и хлопнуть дверью. Хотя больших ссор не было, но притираться характерами приходилось. Чтобы отдохнуть друг от друга, при заходе в порт мы расходились по одному», - вспоминает Андрей Соснин.
Тише, тише - кит там дышит
Океан то и дело устраивал проверку на прочность.
«Однажды ночью услышали за бортом тяжёлое, но мирное сопение. Бывалые моряки говорят, это плохой знак. Где-то на глубине может спать кит. Если испугать его, он может мотнуть хвостом - и нас не станет. Мы буквально на цыпочках, если так можно сказать про яхту, прошли «сопящий» участок. Жутко было всем», - улыбается Екатерина.
Через три недели путешественники совершили ещё одно открытие. Оказывается, у суши есть запах.
«Знаете какой запах у земли?! Не передать. Приплыв на Азорские острова, мы нюхали каждый сантиметр, наслаждаясь. До этого у нас был только запах воды и океана. А здесь пахло всё: цветы, трава, лавочки на рынке», - рассказывает Екатерина.
«А когда мы отказались в ресторане есть коронное блюдо из тунца, но уплетали прямо на кассе в супермаркете хлеб и сыр, местные жители только посмеивались над нами. Они сразу поняли, что мы путешественники», - вспоминает Денис.
Путешествие южноуральцы закончили через 84 дня, пришвартовав яхту в одном из турецких портов. Уже этой весной Екатерина и Андрей снова отправляются в Турцию, чтобы открыть новый сезон в международной школе мореплавания, которую организовали сами. Они говорят, что только в России яхта считается роскошью. Во многих странах в яхтшколы приходят так же, как у нас в автомобильные. Чтобы развеять стереотип о дороговизне, ребята приводят сравнение: яхта - это та же дача, только на волнах. Наши мореплаватели считают, что бороздить просторы «большой ванны» может каждый, нужно лишь выучить правила дорожного движения на воде.
«Старость меня дома не застанет». Челябинка работает, чтобы путешествовать
Наташа королева: «Я верю в чудеса!»
Евгения Грибкова. Почему мужчины боятся сильных женщин?