45–летняя челябинка Анна Мустафина показывает мне связку из нескольких десятков спортивных наград. Ни одну из них она не видела, но каждую знает на ощупь. Очередную медаль Анна завоевала совсем недавно, став чемпионкой мира по пауэрлифтингу среди слепых и слабовидящих. История жизни и побед спортсменки – в статье «АиФ–Челябинск».
Солнце черного цвета
Проблемы со зрением у маленькой Ани начались еще в детском саду.
«Воспитатель просила взять желтый карандаш и нарисовать солнышко, а я брала совсем не тот. Вскоре стало понятно, что цвета я знаю и речь понимаю, но цветов не различаю. Мир для меня черно–белое кино», – рассказывает Анна.
С тех пор Анна не верит, что дальтонизм свойственен только мужчинам. И все бы ничего, но, к сожалению, различием цветом природа не ограничилась. Когда Анна пошла в школу в тетради вдруг стали расплываться строчки, а потом соседи один за другим стали жаловаться родителям, что дочка, мол, у вас невоспитанная – не здоровается, проходя мимо на улице. Врач–окулист на очередном приеме объяснил, что у пациентки страдает периферийное зрение. После долгих походов по клиникам и многочисленных консилиумов вердикт врачей оказался неумолим. У Ани – единственной дочки в многодетной семье – редкое генетическое заболевание, которое передается по женской линии в седьмом поколении. Прогнозы так же не оставили надежды: зрение будет падать, полной слепоты не избежать.
Уже в 10 лет Аня приехала в Троицк в интернат для слабовидящих и незрячих детей. Там любила участвовать в спортивных мероприятиях. Там же впервые поймала себя на мысли, что ей нравится поднимать тяжести. Когда девочки мечтали о пачках и пуантах, Анна думала о гирях и штангах.
Но о большом спорте речи тогда и быть не могло. Поднимать тяжести всячески запрещали врачи, ведь это могло сказаться на и без того слабом зрении. Да и юной Анне было совсем не до этого. Жизнь настолько лихо закрутила судьбу этого ребенка, что больших победах некогда было грезить.
В 13 лет Анна потеряла мать: «Мама умерла рано. Ей был всего 31 год, раковая опухоль… Она бы мной гордилась. Я была второй по старшинству в семье. Кроме меня было еще пять братьев. Когда мы осиротели, младшему брату только шесть исполнилось. Трое из братьев уже умерли, а о судьбе двух я ничего не знаю. После того, как не стало мамы, наша жизнь пошла под откос. Папа вскоре женился. Но мачехе мы были совсем не нужны. Не было от нее ни заботы, ни ласки, ни участия. К тому же, она любила выпить. Так что про мачеху я знаю не из сказок. Но на самом деле в реальности неродная мать еще хуже, чем в сказках. Папа со мной не общается и сейчас. Я думаю, он стесняется меня, ведь я почти слепая».
Нечаянная встреча
В 18 лет Анна пришла работать на специализированное предприятие Всероссийского общества слепых в Челябинске, где и работает до сих пор. Женщина протягивает свои мозолистые ладони: «Не думайте, что это от штанги. Это мы на работе собираем новые железные щётки для ММК. Вот мозоли как раз от них. Когда я пришла сюда в 1989–м году, то нас научили собирать термопары. Позже в 1990–х мы собирали всякую мелочь – швабры, крышки. Теперь вот щетки для металлургии. А в 1995–м году я ушла в декрет, поэтому что выпускали в то время – не знаю».
В семейной жизни у Анны тоже все сложилось не просто. С мужем познакомилась случайно. Он пришел на встречу совсем с другой девушкой, вот только влюбился в Нюру. Вскоре стали жить вместе. Анна была счастлива, что отцом ее детей стал любимый и здоровый мужчина. Очень надеялась на то, что дети не унаследуют ее недуг. Бог услышал ее молитвы и подарил сразу двух абсолютно здоровых двойняшек – дочку и сына. Врачи до самого декрета предлагали ей прервать беременность. Но Анна была непреклонна. О тяготах материнства говорит с неохотой – не привыкла жаловаться на судьбу.
«Мы жили в доме у свекра и свекрови. В этом доме я живу и теперь. Я благодарна этим людям, что научили меня жить самостоятельно. Только в их доме я научилась находить полотенце в ванной, если кто–то не аккуратно не повесил его на мест. Свекровка помогала мне с детьми до трех лет. Потом и ее не стало. Но я благодарна ей и сегодня. Она много для меня сделала. С мужем мы разошлись. Так что детей я воспитывала одна. Они у меня тоже спортсмены. Дочка выучилась на администратора кафе и ресторана, а сын закончил троицкое вертолетное – авиамеханик–инженер. Все у нас хорошо», – с оптимизмом рассказывает Анна Мустафина.
О штанге вспомнила после 30
Когда дети выросли, Анна неожиданно вспомнила свою детскую мечту о тяжелом спорте. В 2013 году она впервые участвовала во всероссийских соревнованиях по пауэрлифтингу. Эмоции от победы были настолько сильны, что Анна решила посвятить себя спорту. Сама нашла тренера Николая Маслова, решительно заявив ему о намерении побеждать. Глядя на худенькую невысокую женщину перед собой, Николай согласился вести тренировки.
«Я сначала очень боялась приходить на тренировки в зал. Думала, что будут косые взгляды, ухмылки, пересмешки. Как это часто бывает, когда среди здоровых спортсменов появляется новичок, да еще и с изъяном. Я хоть и плохо вижу, но всегда чувствую взгляды. Но ничего такого не было. Приняли как родную. Всячески стараются помогать на тренировке. Я благодарна за отзывчивость и веру в меня», – делится впечатления спортсменка.
Официальные итоги чемпионата и первенства России по поуэрлифтингу среди слепых, что завершился в мае в Брянске таковы: Анна Мустафина чемпионка в весовой категории до 48 кг. Сумма результатов в троеборье: приседания со штангой, жим лежа и становая тяга – 202,5 кг. Не даром Анну называют муравьем. При весе меньше 50 кг она с полу поднимает штангу весом 105 кг, в приседе держит до 75кг, в жиме – до 45кг.
Почувствовав восхищенный взгляд, Анна опережает комплименты в свой адрес: «Только не думайте, что я привыкла к победам. Чтобы заслужить награду, нужно выложиться по максимуму. Конкуренция и жажда победы в нашей среде бывает посильнее, чем в большом спорте для здоровых людей. Были слезы и у меня. В 2014–м году я приехала на чемпионат и не смогла поднять ничего. Совсем ничего. Так сильно разволновалась, что силы оставили меня. Представляете, столько времени сил, тренировок, затрат и все впустую. Я ревела горючими слезами целую неделю и, конечно, были мысли все бросить. Но тренер переубедил, и не зря».
Сейчас к спортивным достижениям Анны добавились еще и успехи в танцах. В перерывах между работой, тренировками и заботами по дому Анна выступает в ансамбле «Хорошее настроение». Кадриль, фламенко, русские–народные – все ей под силу. Особенно нравится заводной «Чикаго».
В редкие минуты одиночества Анна любит пофилософствовать о смысле жизни в компании любимого питомца – голубоглазого хаски. Хоть она никогда не увидит цвета его глаз, Анна благодарна ему за его помощь. Хаски сопровождает ее на улице и даже в магазине всегда безошибочно подводит к кассе. В свои 45 Анна уверена, что быть счастливой можно даже на ощупь.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях: