В Челябинске молодые люди с нарушениями слуха вместе с волонтёрами клуба «Наше место» сняли клип на песню Николая Баскова «Ты – моё счастье» и отправили работу на всероссийский конкурс.
Рука об руку
На подготовку видео ушло два месяца. Сначала нужно было добиться слаженности и выразительности движений, для жестовой песни это сродни мелодичности голоса. Сюжет клипа разворачивается вокруг четырёх влюблённых пар, в каждой один человек – с нарушением слуха. Съёмки велись сразу в нескольких местах, чтобы у каждой пары была своя история. Результатом работы нескольких десятков человек стало романтичное видео, которое вполне заслуженно набрало более 2000 голосов на всероссийском конкурсе.
Итоги голосования на портале «Глухих.net» будут подведены в ближайшее время, но уже сейчас можно утверждать, что победа достанется челябинцам.
«Целью ребят стала не столько победа, сколько попытка укрепить в сознании людей мысль о том, что в отношениях глухого человека со слышащим ничего страшного нет, а все опасения по поводу будущего такого «союза» в современном обществе беспочвенны», – рассказал один из создателей видео Александр Присяжнюк.
Понятно всем
В сообществе глухих жестовое пение распространено благодаря своей зрелищности и доступности. Этим видом творчества, как и обычным вокалом, можно заниматься в любом возрасте, сольно или в ансамбле. Свои коллективы есть практически во всех специализированных школах и дворцах творчества, ежегодно проводятся региональные и всероссийские фестивали жестовой песни. Один из южноуральских коллективов – магнитогорский квартет «ТЭТЛ» – периодически участвует в крупных мероприятиях и привозит на малую Родину многочисленные награды.
Мюзикл или пантомима?
Что получится, если на «язык рук» переложить не одну песню, а целый спектакль? Актёры московского театра «СинематографЪ» экспериментируют в этом направлении с 2006 года, и критики в один голос отмечают, что их представления сможет понять человек с любым процентом слуха, говорящий на любом языке.
В репертуаре – постановки по стихам Высоцкого и гоголевским «Запискам сумасшедшего», пьеса Фридриха Дюрренматта «Двойник» и комедия «Le Petit cafe», практически полностью состоящая из музыкальных номеров. Актёры и постановщики признаются, что самое трудоёмкое для них – из всего многообразия жестов выбрать именно те, которые найдут отклик в сердце зрителя.
Справка
Жестовая песня отличается от «разговорного» жестового языка так же, как поэзия от повседневной речи. Исполнители придумывают новые движения, изменяют привычные жесты в угоду красоте танца. В результате для глухих зрителей выступление может выглядеть как набор слабо связанных между собой слов, поэтому каждая жестовая песня сопровождается беззвучным проговариванием текста, чтобы его можно было читать по губам, а клипы дополняются субтитрами.