Примерное время чтения: 7 минут
394

«Ревизор» с гаджетами. Что получится, если вывести чиновников на сцену?

АиФ-Челябинск №7 12/02/2014
Фото Александра Файрузова / АиФ

Челябинскому режиссёру Павлу КАШТАНОВУ удалось поставить сразу несколько спектаклей с участием южноуральских чиновников, бизнесменов и общественных деятелей. Какой же сюжет может максимально точно отразить жизнь современных российских чиновников?

Об этом и многом другом наш разговор.

Хоть сейчас в разведку

​- Не было ли в вашем намерении привлечь к спектаклю чиновников подспудного желания сделать из наших должностных лиц более, если можно так выразиться, европейских персон?

- Вы угадали, была именно такая мысль - продемонстрировать их открытость, общественное неравнодушие, более простой, современный и демократичный взгляд на самих себя. Более того, мне хотелось этим разрушить некоторые негативные стереотипные представления, сложившиеся исторически или же в последнее время, о наших государственных чиновниках и депутатах. Но, поскольку я лично знаком со многими нашими (челябинскими и не только) высокопоставленными персонами и имею своё реальное представление о них, то хотел бы показать общественности, что среди них есть прекрасные и удивительные люди. С некоторыми я готов сам пойти хоть в разведку, хоть в любой сложный и ответственный творческий проект.

- Если бы вам была дана полная воля, каких випов вы бы пригласили на те или иные роли? Кто может проявить актёрские качества? Или уже проявляет?

- Когда состоялся первый наш благотворительный проект, спектакль «Ревизор», многие СМИ разнесли новость об этом на всю страну. Тут же было заявлено в Интернете: в Санкт-Петербурге поставят благотворительный спектакль «Ревизор» с участием известных персон. Например, Жириновский в роли городничего, Ксения Собчак - Марья Антоновна и т. д. Ничего у них в итоге не получилось. Не знаю, по какой причине. Но мне интересно было бы попробовать порепетировать с Владимиром Вольфовичем.

Хотелось бы поставить большой благотворительный спектакль с лидерами различных политических партий, с известными общественниками, пусть даже со скандальными блогерами, лидерами оппозиции и известными спортсменами... Кстати, участие в театральном благотворительном проекте - это настоящий гражданский героический поступок. Кто со мной в этом не согласен, приглашаю принять участие в следующем нашем театральном проекте. Пройдите-ка трудный волнительный кастинг, порепетируйте с нами пару месяцев сразу после работы по вечерам до полуночи, а то и часу ночи (а потом к 8.00 на работу), не испугайтесь выйти на солидную публику, под свет софитов и объективы камер на премьерах, послушайте критику в свой адрес и т. д.

- Были ли те, кто отказывался от ролей?

- Были, конечно. Причины разные. Кто-то не выдерживал морально и физически. Кому-то работа не позволяла продолжить участие, кому-то - семья. Не буду называть фамилии, но было такое, что жена запрещала мужу пропадать постоянно по вечерам допоздна и по выходным на репетициях. А то и мужья некоторые забирали своих жён домой, а то «борщ и дети брошены».

Было и такое, что мы выгоняли кого-нибудь из проекта по причине того, что человек вносил определённый диссонанс и негатив в общее дело. А сам отбор происходит, как правило, просто: мы объявляем о проекте, приходят желающие, проводится кастинг, распределяются роли и - репетируем. Кого-то, конечно, из «высокопоставленных» обзваниваем и приглашаем на личных встречах. Кстати, в 90% никто не отказывается.

Теория Дарвина наоборот

- Один из спектаклей вы посвятили сбору денег для борьбы с детской онкологией. Недавно поднялись споры по поводу сбора средств для Жанны Фриске. Некоторые считают, что негоже собирать деньги для звезды, когда есть нуждающиеся в лечении неимущие.

- Помогать нужно всем! Все мы - люди, все мы под одним небом и под одним Богом ходим! Ну, не нравится вам помогать Жанне - не надо горлопанить об этом в Интернете, не тратьте зря время на пустые разговоры и нервирующие всех дебаты, идите другим помогите, кому вам хочется, раз вы так избирательны.

К слову, в нашем «Ревизоре» и «Трёх мушкетёрах», когда мы жертвовали деньги на детскую онкологию, играл Гера Гизбрехт. Мы хотели пригласить его в «Любовь и голуби», но тут неожиданно узнали, что он в областной больнице с внезапной и тяжёлой формой рака. Шансы выжить 50 на 50. А у него жена-домохозяйка и пять детей. И тогда нам ещё больше захотелось помогать в борьбе с этой страшной бедой и Гере, и детям, и - всем.

- Фильм «Любовь и голуби» вызвал неоднозначные оценки, но со временем стал классикой. Считаете ли вы, что некоторые из нынешних фильмов и пьес могут пережить подобную же трансформацию?

- Проблема в том, что человеческая нравственность, да и сознание в целом, деградируют в последнее время. К сожалению, но это факт: падает общий уровень IQ на всей планете, уровень культуры и интеллигентности. Если «Камеди клаб» с его уровнем пошлости и ненормативной лексики в скором времени станет «классикой», а пьесы Сигарева и ему подобных заполонят все театры, то я ещё больше укреплюсь во мнении, что теория Дарвина относительно человека верна, только в обратном направлении.

Гамлет на улице

- Бывает ли, что, общаясь с какой-либо важной персоной, вы поневоле примеряете ему маску из какой-то пьесы, фильма?

- При выборе того или иного випа для участия в благотворительном проекте я прежде всего смотрю на его «фактуру», но больше всего - на «нутро». Профессиональный режиссёр должен уметь видеть любого человека насквозь. Это очень сложно - не ошибиться! К тому же можешь подставить известного человека, дав ему роль, которая ему не подходит или с которой он в итоге не справится. Ведь все эти випы доверяют мне свой имидж, репутацию для использования их на публичной сцене.

Когда я стал режиссёром, даже по-другому начал смотреть на всех людей. Идёшь, бывало, по улице и, смотря на прохожих, отмечаешь: эта могла бы сыграть Ларису из «Бесприданницы», а вот пошёл вылитый Гамлет.

- А не объясняете ли вы популярность «Ревизора» тем, что в ней прописана вечная российская ситуация?

- Как режиссёр я поставил его впервые. «Ревизор» был моим дипломным спектаклем в воронежской академии при получении актёрского образования. Тогда мой мастер, профессор Владимир Бугров, не дал мне роли Хлестакова, а я о ней мечтал. Тут я Хлестакова играть, если честно, не планировал, пришлось спасать премьеру и войти в роль менее чем за сутки.

А вообще, «Ревизор» - это одна из моих самых любимых российских пьес с детства. Всегда нахожу в ней что-то ещё и ещё. 200 лет пьесе - а по-прежнему актуальнf, интересна и смешна. И при взгляде на современность, если говорить откровенно (и пусть лицемеры и «лакировщики» попробуют мне возразить), лишний раз убеждаюсь, что по сути-то ничего и не изменилось у нас, только названия и гаджеты новые.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах