Международный турнир по лыжному фристайлу Russian Freestyle Games-2015 принимает Миасс 28 февраля и 1 марта. На турнир съедутся более 70 спортсменов. По результатам соревнований лучшие российские фристайлисты получат путёвку в состав сборной команды на Олимпийские игры 2018 года.
В лыжном хаф-пайпе все возлагают надежды на единственную девушку в сборной России по этому виду спорта, уроженку города Трехгорный Челябинской области Елизавету Чеснокову. В преддверии Russian Freestyle Games с 18-летней Лизой поговорил корреспондент «АиФ-Челябинск».
Екатерина Степанюк, chel.aif.ru: Елизавета, расскажите, как давно вы начали заниматься хаф-пайпом, что уже успели добиться таких успехов?
— С самого детства я увлекалась акробатикой, но после ухода моего тренера бросила её. После этого решила пойти на фристайл. В 13 лет записалась в детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва в Трехгорном. Два года занималась ски-кроссом. Но в этом виде спорта очень большая конкуренция, поэтому, когда открыли набор на хаф-пайп, не задумываясь, перешла туда. В те годы это был новый вид спорта для России, но у меня всё пошло как по маслу.
— А родители не отговаривали?
— Они у меня очень хорошие и понятливые. Конечно, родители переживают, звонят каждый день. Но никогда не пытались отговаривать от фристайла. Они сами активно занимаются спортом, любят кататься на горных лыжах и коньках.
— Чем же вас так привлекает хаф-пайп?
— Нравится сам полёт, этот адреналин. Да и в целом это очень веселое занятие.
— Расскажите, как проходят ваши тренировки.
— Сначала оттачиваем трюки на батуте, потом прыгаем в поролон, затем, если есть, в специальные надувные подушки и только потом пробуем всё на жестком снеге. Но так как подушки есть не везде, то и сложные трюки у меня пока не очень хорошо получаются. Например, в горнолыжном центре «Солнечная долина» в Миассе подушка есть только на трамплине. На нём я, конечно, могу выучить трюк, но повторить его сразу в пайпе будет трудно. А вот квотерпайп (сооружение в виде четверти круга, — прим. ред.) с подушкой в России я видела только в Ижевске. Но он там очень маленький, словно обычная кочка, да и подушка слишком жесткая. Ещё есть в Москве, но мы там не тренируемся.
— На Олимпиаде в Сочи, можно сказать, на ваших глазах тяжелейшую травму получила фристайлистка Мария Комиссарова, до сих пор не восстановившаяся. Не было мыслей бросить этот опасный вид спорта?
— Самая сильная травма у меня — это перелом двух пяток. В апреле прошлого года, прямо в свой день рождения, я перелетела трамплин и неудачно упала. На восстановление ушло два месяца. А на Олимпийских играх травмировалась ски-спортсменка. Я её, конечно, знаю, но мы не особо общались. Поэтому на меня это не произвело такого шокового впечатления: травма есть травма. Сейчас конкуренция в хаф-пайпе нарастает, поэтому всегда нужно быть в форме и усиленно тренироваться.
— На протяжении трех лет вы являетесь единственной девушкой в российской сборной, поэтому вам приходится тренироваться с мужчинами. Как вы относитесь к этому?
— В хаф-пайпе парни считаются профессиональнее девушек: тренировки и трюки у них сложнее. Зато «расти» за ними гораздо легче. Они всегда помогают, дают советы. Думаю, что в сборной России в ближайшее время появятся и другие девчонки. Так, на Первенстве России среди юниоров, которое завершилось в Миассе 23 февраля, меня обошла 14-летняя москвичка Валерия Демидова.
— В феврале вы также стали лишь второй на зимней Универсиаде в Испании. Почему не дотянули до победы?
— Не хватило амплитуд и высоты прыжка. Для девчонок это самое главное. Трюки, выполненные внутри пайпа, не приносят столько очков, как высота. А вот при оценке парней сложность трюков также важна.
— Это от недостатка мастерства или просто вы были в те дни не в лучшей форме?
— Знаете, чем старше я становлюсь, тем страшнее мне прыгать. Еще два-три года назад я ничего не боялась, летала только так. А сейчас, после травм, появился небольшой страх. Да, я становлюсь опытнее, но с этим неосознанно растет и страх.
— Насколько важны Russian Freestyle Games для фристайлистов?
— В Миасс приехало много спортсменов из Европы, например, бронзовая призёрка Чемпионата мира Мириам Ягер. Конкуренция будет большая. К тому же вчера на тренировке, когда разучивала новый трюк без подушки, я получила небольшую травму. Очень болит нога, поэтому сегодня особо не тренировалась. Тем не менее на соревнованиях по хаф-пайпу 1 марта я буду сильно стараться. Однако Russian Freestyle Games для фристайлистов — это больше возможность получить спортивный и соревновательный опыт. В этом сезоне у нас было не так много выездов, поэтому мы рады, что попали сюда.
— Какие дальше планы?
— В марте нас ждет Чемпионат России и финал Кубка России в Ижевске. Летом планируем поехать тренироваться в Швейцарию. Но сейчас с финансированием совсем плохо. Поэтому то Россия и сильно отстает от лидеров в этом виде спорта — Америки, Канады и Европы. Если будут строить новые пайпы с подушками, то результаты улучшаться. Мы сможем разучивать сложнейшие трюки.
— Елизавета, вы с 16 лет в сборной, свободное время то у вас есть?
— Не особо. Когда я приезжаю домой в Трехгорный с соревнований и сборов, есть максимум один день на отдых. Затем уходим на тренировки с моим личным тренером Вадимом Коротковым. Стараюсь поддерживать спортивную форму, тренируюсь на батуте. Если честно, то даже на учебу в колледже Уральского университета физической культуры, времени нет. Но если выпадает свободный часик, я люблю погулять, а летом покататься на роликах.