391

По 5 квадратов зелени. Что челябинцы узнали из генплана города на слушаниях

На публичных слушаниях выступали даже челябинские школьники.
На публичных слушаниях выступали даже челябинские школьники. © / Инна Панкова / АиФ

Публичные слушания по генплану Челябинска, состоявшиеся 29 августа, дали неожиданный результат. Они наглядно показали хроническое отсутствие обратной связи городской власти с жителями города. Жителей, пришедших на слушания, в основном мало интересовало, что было с городом вчера и что будет завтра. Они хотели говорить о том, что происходит здесь и сейчас.

Людей на слушания пришло так много, что все они не вошли в кинозал кинотеатра им. Пушкина, часть пришедших стояла в фойе.

Где мы отстаем?

Обсуждение генплана стало шансом поговорить с властью о проблемах, которые стали для Челябинска чем-то вроде хронической болезни. «Не рубите деревья!», «Мы тут задыхаемся!», «Не трогайте наши сады!» – кричали люди с мест в то время, когда авторы проекта – специалисты Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» – рассказывали о том, как будет развиваться город в ближайшие 20 лет.

Безусловная заслуга разработчиков в том, что они проделали большую аналитическую работу и рассказали нам, каков он – Челябинск сегодня. Представители администрации и жители города из уст московских архитекторов услышали, что мы уже много лет живем в условиях инфраструктурного дискомфорта. Нет, конечно, мы об этом и раньше догадывались, но когда с этими проблемами обращались к властям, то, как правило, слышали в ответ, что все прекрасно.

Например, жилые территории занимают в городе 20% площадей – это очень низкий показатель для миллионника. Доля промышленной застройки – тоже почти 20%. А это, наоборот, чрезвычайно высокий показатель для больших городов.  В других российских промышленных городах показатель промышленной застройки – не более 10%. Иначе говоря, промышленные площади занимают непропорционально большую часть городской территории, служат источником загрязнения, тормозят развитие социальной инфраструктуры.

Порядка двух тысяч гектаров в городе занимают так называемые нарушенные территории: шлам-накопители, шлакоотвалы. Около 100 тысяч человек живут в санитарно-защитных зонах промпредприятий – то есть там, где проживание небезопасно для здоровья.

Показатели предыдущего генплана (2002 год) по жилой застройке оказались выполнены на 90%, а вот по строительству социальных объектов – всего на 30%. Эти цифры говорят о том, что город заметно отстает в социальном развитии и что ему не хватает школ, детсадов, спортивных и культурных объектов.

«Хотим отстоять сады»

Директор института «Гипрогор» Максим Перов в своем выступлении подчеркнул:

– Генеральный план – это модель будущего, которая показывает, как можно сбалансировать город по функциональным зонам – где расположить промышленные зоны, где жилые, как можно связать их в единую сеть. Это не законченный документ, к проекту принимаются предложения и возражения.

Предложений и возражений было предостаточно. Например, значительную часть пришедших составили владельцы участков в садовых товариществах, расположенных на северо-западе в городской черте. Председатель СНТ «Любитель-2» Евгений Невструев заявил: «Мы хотим отстоять наши сады в неизменном виде». Архитекторы ответили, что в генплане эта зона сохранена в ее сегодняшнем статусе. «У города достаточно других территорий для развития», – сказал Максим Перов.

Школьника Алексея интересовал вопрос: включена ли в новый генплан скандальная дорога через бор, против которой выступали челябинцы в 2012-2013 годах? Выяснилось, что в документе этой магистрали нет.

Житель Паркового Дмитрий Григорчик говорил о проблемах своего микрорайона: «В Парковом нет ни одной дороги, которая являлась бы объектом завершённого строительства, нет муниципального транспорта, который ходил бы с нужной периодичностью. На Краснопольской площадке вырубили один гектар леса, вырубят еще 5 га и построят новые дома. А строительство социальных объектов отстаёт от жилой застройки».

Горожане, живущие в посёлке Мелькомбинат, опасаются, что рядом с поселком построят шестиполосную дорогу и ради этого вырубят сотни сосен. «Эта магистраль идет вдоль детской железной дороги. Мы писали в городскую администрацию, нам ответили, что это будет дублёр Университетской набережной, – рассказала жительница посёлка Евгения Васильева. – Ради этой дороги будут срублены 385 сосен, мы посчитали. Мы писали во все инстанции, министерство экологии в курсе нашего обращения. Мы просим исключить эту дорогу из генплана, она там не нужна».

Зал для публичный слушаний не вместил всех желающих.
Зал для публичный слушаний не вместил всех желающих. Фото: АиФ/ Инна Панкова

Деревьев в три раза меньше

Кстати, затронули авторы проекта и столь болезненный для Челябинска вопрос озеленения. Наконец-то мы узнали хоть какую-то статистику. Во-первых, в городе не были выполнены предыдущие планы по росту озелененных территорий, наоборот, эти площади уменьшились. Во-вторых, сейчас на каждого челябинца приходится всего 5 кв. метров зеленых насаждений. А нормативный показатель – 16 кв. метров. То есть после десятилетки активной вырубки в городе деревьев стало в три раза меньше, чем нужно по нормативу!

В генплане для исправления этой ситуации предусмотрено создание общегородского паркового ансамбля в пойме реки Миасс; озеленение пустырей вокруг промпредприятий устойчивыми породами деревьев, которые могут снизить негативное воздействие на окружающую среду; восстановление системы зелёных насаждений вдоль основных магистралей.

Прозвучало еще одно стратегическое решение – отказ от строительства метро. Как пояснил Максим Перов, в Челябинске нет таких пассажиропотоков, которые требуются для метро. «Мы предлагаем развитие других видов транспорта – это скоростной трамвай и скоростной автобус, который едет по выделанной полосе», – сказал он. По итогам публичных слушаний было решено отправить генплан на доработку. Но мнение горожан носит рекомендательный характер. Основное слово – за депутатами, документ принимает городская Дума.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах