Примерное время чтения: 5 минут
517

Пришельца снова вскрыли. В Челябинском метеорите нашли новые формы углерода

В декрете Галина Савостеенко уделяет внимание и ребёнку, и метеориту.
В декрете Галина Савостеенко уделяет внимание и ребёнку, и метеориту. Из личного архива

Недавно в резиденцию губернатора приглашали женщин-учёных. Среди них были и совсем молодые девушки, которых увлекают не ночные клубы и фото в социальных сетях, а лаборатории и диссертации. И этому не мешают даже брак и дети. А выглядят исследователи именно так, как изображают девушек-учёных в голливудских фильмах.

Среди приглашённых была аспирант ЧелГУ Галина Савостеенко, которая исследует Челябинский метеорит и уже обнаружила в нём уникальные минеральные нити и ранее неизвестные формы углерода.

А нет ли в метеорите какой-либо инопланетной заразы? Не занёс ли он коронавирус? И что удалось обнаружить внутри «комического гостя»?

Вместо водительских прав - взрыв

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - Как получилось, что вы увлеклись изучением именно метеорита? Каким для вас был тот день 15 февраля, когда упал метеорит?

Галина Савостеенко: - 15 февраля - один из немногих дней, когда все происходящее запомнилось мне поминутно. Дело в том, что я получала водительское удостоверение в ГАИ в этот день. Я даже представить себе не могла, что получать их буду в условиях апокалипсиса. Было страшно.

На тот момент я училась на втором курсе энергетического факультета ЮУрГУ, тогда даже предположить не могла, что через два года представится возможность изучать метеорит. Когда я поступила в магистратуру на физический факультет ЧелГУ, дипломный руководитель Сергей Таскаев предложил две темы на выбор, одна из них касалась изучения метеорита. Её я и выбрала, так началось наше увлекательное исследование пылевой компоненты метеорита и его фрагментов.

- Вы рассказали, что обнаружили в метеорите некие ранее неизвестные формы углерода — в чем необычность такого явления? Не могли бы рассказать по-простому для людей, не разбирающихся в биологии и астрономии?

- Метеорит «Челябинск» был уникальным по своим масштабам явлением и вызвал огромный общественный и научный интерес. При исследовании метеоритного вещества мы нашли углеродные частицы, которые обладают признаками кристаллической симметрии и приняли неизвестный элемент за алмаз. Внешне частица похожа на футбольный мяч. Однако при более тщательном исследовании удалось выяснить - форма углеродной решетки не похожа на алмазную. В результате оказалось, что это новый тип углерода.

Совместно с южнокорейский специалистами мы выяснили, что действительно при некоторых условиях атомы углерода объединяются в такие кристаллы. Так что уникальные структуры, обнаруженные в метеоритной пыли, которые ранее не наблюдались на Земле, демонстрируют, что у природы действительно неограниченный потенциал для синтеза новых материалов!

Полёт над городом по идеальному сценарию

- Приходилось ли вам при изучении метеорита развенчивать мифы о нем? Или разъяснять другим людям, что многие слухи о нем неправда?

- На удивление не приходилось ни с какими мифами сталкиваться и развенчивать их. Метеорит действительно красиво пролетел над густо населенным Челябинском, упал прямо в озеро Чебаркуль, обошлось всё без жертв, с незначительными разрушениями. Идеальный сценарий для такого события. Наверняка кто-то верит, что это было НЛО или разгневанный Зевс послал нам камушек.

- Некоторые говорят, что с метеоритами могут к нам попасть заразные микроорганизмы - это действительно так? Может и коронавирус таким же образом к нам попал? А вдруг в Челябинск вместе с метеоритом что-то попало?

- Не так давно международная команда ученых обнаружила микроорганизмы, которые способны выживать в астероидах и метеоритах, так как неорганические вещества служат для них источниками энергии.

Эти микроорганизмы не несут угрозы человеку, а падение челябинского метеорита принесло на нашу планету уникальные материалы - углеродные частицы, синтезированные в условиях, которые невозможно воспроизвести в современных лабораториях (огромные температуры, давления, потоки элементарных частиц, микрогравитация, долгие изотермические переходы, магнитные поля и прочее).

«Никакого замужества до диплома!»

- В зарубежных фильмах нередко изображает ученых в виде юных красоток - зрители даже смеются над таким подходом. Или же представление, что ученые - это непременно люди в годах, уже устарело?

- Сегодня в России молодой ученый - это человек в возрасте до 35 лет активно занимающийся наукой. К этому возрасту действительно можно достичь высоких научных достижений, оставаясь при этом красоткой. Но и совсем юных красоток много, ведь в настоящее время проектно-исследовательская работа начинается уже в начальных классах. За рубежом такое только фильмах показывают, а у нас реальность. Юные исследователи с ранних лет уже разбираются в понятиях актуальность, цель, задачи. Это уже не смешно, я в начальной школе шарики и палочки рисовала только. А люди среднего возраста и в годах, которые занимаются наукой, всегда будут на пьедестале почета, славы и уважения!

- Не приходилось ли вам сталкиваться с предубеждениями со стороны мужчин-коллег?

- Возможно, и приходилось, я просто об этом не знаю, так как они это не демонстрировали А вообще ООН утвердил же 11 февраля - Международный день женщин и девочек в науке. Теперь прекрасной половине человечества открыт доступ к полноценным занятиям научной деятельностью и на развитие своих талантов наравне с мужчинами.

- Не мешает ли семья и дети занятиям науки?

- Вообще моя наставница по работе Валентина Андреевских говорит всем девчонкам: «Никакого замужества, пока диплом не получишь!». Совмещать это действительно сложно, но возможно.

- Достаточно ли нынешних форм поддержки для молодых ученых? Или что-то есть, что неплохо бы внедрить? Например, из зарубежного опыта?

- Что касается поддержки молодых ученых естественных наук и технических, то считаю достаточно, про други направления не знаю. Достаточно много источников дополнительного финансирования - именные стипендии, фонды поддержки молодых ученых, фонд содействия инновациям-программа УМНИК, стипендии правительства, президента, участие в грантах РФФИ, РНФ. Но и обычная академическая стипендия для аспирантов не очень маленькая.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах