Примерное время чтения: 9 минут
386

«Полмиллиона за диссертацию!» Как в южноуральских вузах развивают науку

Несколько лет в Челябинской области говорили о программе развития науки и, наконец, её приняли. И даже выделили бюджет – по 125 млн рублей в год. Возможно, сыграло роль то, что 2021 год объявлен Годом науки и технологий на федеральном уровне.

Срок программы - 2021-2024 годы. За эти четыре года на науку планируют потратить не менее полумиллиарда рублей.

«Возможно, даже больше, но не меньше! – уточнил министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. - Не сомневаемся, что программа даст импульс развитию научного сообщества и соответствующие плоды».

Уже создан Южноуральский научно-образовательный центр мирового уровня, который будет финансироваться в рамках программы. Подписано соглашение о создании консорциума. В объединение вошли три вуза и один научный центр ЮУрГУ, ЧелГУ, Магнитогорский государственный технический университет им. Носова и Южно-Уральский научный центр минералогии Уральского отделения РАН. По сути организации объединились, чтобы вместе достигнуть новых вершин в научных исследованиях. Среди приоритетных тематических направлений уже сейчас выделены «Цифровая индустрия», «Экология» и «Материаловедение».

«Кроме вузов в развитии науки принимают участие региональные  сообщества, местные учёные, - говорит Кузнецов. - Поэтому в рамках программы будут выделяться не только гранты на глобальные проекты, но и средства на финансирование отдельных научных трудов, на улучшение жилищных условий ученых».

Лишь бы занимались наукой

В самих вузах уже давно и плотно взялись за развитие науки собственными силами. На доплаты студентам и сотрудникам, занимающихся научными разработками, написанием диссертаций, тратятся немыслимые суммы. Например, сотруднику Южно-Уральского государственного аграрного университета при защите кандидатской гарантируют единовременную выплату в размере 200 тыс.рублей, а при защите докторской – 500.

«В 2020 году мы проводили среди сотрудников конкурс на лучшую исследовательскую работу, - рассказала ректор университета Светлана Черепухина. - За первое место давали 500 тыс. рублей, за второе - 450 и за третье – 400. С сентября ввели ежемесячную финансовую поддержку молодых ученых, чтоб стимулировать написание кандидатских и докторских. За то, что пишется кандидатская, доплачиваем по 15 тыс. рублей, за докторскую – по 20 тыс. рублей».

Солидные премии по итогам научной деятельности получают преподаватели ЧелГУ. В этом году максимальный размер премии 260 тыс. рублей. Но сумма зависит от конкретного объема проделанной работы, количества научных статей, от участия в конференциях и т.п. деньги выделяются из внутренних фондов - фонда поддержки молодых ученых и фонда поддержки инициативных научных исследований.

В ЮУГМУ тоже изыскивают средства, чтобы поощрять сотрудников за непрерывные достижения в научной сфере. Так, в 2021 году максимальная ежемесячная доплата у ассистента составила более 31 тыс. руб., у старших преподавателей – более 26 тыс. рублей, у доцентов – более 48 тыс. руб.

Без поддержки вуза не остаются студенты и сотрудники центра развития педагогической науки в регионе - Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

«Стараемся заинтересовывать со студенчества, поощряем стипендиями (в прошлом году ее получили 15 студентов), молодых ученых поддерживаем из фонда вуза, отправляем в научные командировки, финансируем научные публикации, - перечисляет ректор Татьяна Чумаченко. - В этом году подведем конкурс среди 375 преподавателей на лучшую научную работу – публикацию.  Замечу, что молодеет средний возраст наших ученых: ещё три года назад средний возраст доктора педагогических наук переваливал за 70 лет, сегодня он ближе к 59».

Целевой набор закрывают не все

Чтобы доктора наук продолжали молодеть, уже сейчас нужно заинтересовывать молодёжь, чтобы диплом они получали не для галочки. В прошлом году экс-замминистра образования и науки Челябинской области Елена Зайко говорила о повышении спроса на среднее специальное образование, о том, что с вузов выпускники школ переключили своё внимание на колледжи. Причём среди этих выпускников многие закончили школы с хорошими результатами, то есть рассматривают профтехобразование не от безысходности, а с искренним интересом. Повысился и конкурс.

В образовательных учреждениях не отрицают увеличение интереса к колледжам, однако заявляют, что и к вузам он не упал. ЧелГУ, ЮУГМУ, ЮУрГУ, УралГУФК и другие в один голос говорят о том, что поступающих с каждым годом всё больше. Причём как на бюджет, так и на коммерцию. В грядущую приёмную кампанию абитуриентов ЮУГГПУ, кстати, ждёт новшество: бюджетные места будут предоставлены не только для 11-классников, но и для 9-классников.

Что радует выпускников и их родителей, количество бюджетных мест повсеместно растёт, стоимость обучения на внебюджете «заморожена» и если где-то повышается, то исключительно на процент инфляции. А вот с целевиками картина печальная.

«Министерство образования ставит перед нами цель, чтоб весь бюджетный набор был целевым, - отметил ректор ЧелГУ Сергей Таскаев. - Но от этой цели мы далеки: ни студенты, ни работодатели не хотят рисковать. Ведь в случае целевого набора предприятие обязано послу обучения предоставить рабочее место, а студент после выпуска должен отработать на предприятии не менее трёх лет. То есть должен быть горизонт планирования: и предприятие, и студент должны чётко планировать своё будущее, но не все это могут. В прошлом году у нас было всего 30 целевых мест».

«Мы в 2020 году из 114 закрыли всего 35 целевых мест, - призналась ректор аграрного университета Светлана Черепухина. - Увидев договор целевого обучения, сельхозпредприятия отказывались его подписывать. В документе говорится об обязательном предоставлении рабочего места выпускнику на предприятии или возврате средств. То есть если студент не будет принят на работу, он должен будет вернуть в бюджет государства деньги, потраченные на его обучение, а это около 700 тыс. рублей. Как правило, к нам поступают ребята из сельской местности, они в принципе не могут потянуть платное образование. Поэтому рисковать никто не хочет».

Пожалуй, самым большим количеством целевиков могут похвастать только мед- и педуниверситеты. Оно и понятно: врачей и учителей не хватает. В ЮУГМУ доля целевого приема в общей структуре превышает 70%, в ЮУГГПУ – не менее 20%.

«Число целевиков растёт, - констатировала факт Татьяна Чумаченко. - Учителя всегда нужны были и нужны будут, тут с горизонтами планирования всё просто и ясно. Находятся работодатели, готовые предоставлять студентам и стипендии, и жильё».

Из юристов – в фитнес-тренеры

В большинстве вузов и колледжей заявляют о том, что невостребованных специальностей нет.

«Но особенно востребованы сегодня лингвистика, бизнес-информатика, зарубежное регионоведение, юриспруденция, международная журналистика, управление персоналом, экономика правоохранительной деятельности, - перечислил Сергей Таскаев. - У абитуриентов сохраняется интерес к биологии, математике, физике, информационные технологии, и там больше всего бюджетных мест».

«У нас востребованы направления, где есть понятная и актуальная сегодня на рынке труда специализация, - говорит первый проректор МИДиСа, к.п.н., доцент Максим Усынин, - на прикладной информатике – это разработка компьютерных игр, мультимедийных и мобильных приложений; на дизайне – 3D-моделирование для компьютерных игр, на менеджменте – интернет-маркетинг. Из-за ограничительных мер в прошлом году резко упал набор на туризм (хотя на гостиничное дело – вырос), но мы перестраиваем наши образовательные программы в сторону обучения развитию внутреннего туризма, что сегодня актуально».

Что интересно, растёт престиж спортивных специальностей.

«Люди, которые 5-10 лет назад получили юридические, экономические, инженерные и иные специальности, столкнулись с проблемами трудоустройства и идут учиться к нам на фитнес-тренеров, - отметила ответсек приемной комиссии УралГУФК Елена Малетина. - Поэтому конкурс растёт. Уже во время практики будущие выпускники находят варианты для трудоустройства, благо, ЗОЖ сегодня в тренде, повсеместно открываются ФОКи, стадионы, спортшколы. Ушли в прошлое представления о физруке как о человеке в трико с пузырями на коленях, который бросил мяч и «давайте бегать».

«Очень активно сегодня идут учиться на переводчиков, государственных муниципальные управляющих, IT-специалистов, - констатировал ректор МГТУ им. Г.И. Носова Михаил Чукин. -Самые низкие баллы по ЕГЭ показывают направления приборостроения и технология художественной обработки материалов. Но их недооценивают совершенно несправедливо, скоро ситуация может измениться».

Взгляд изнутри

Евгений БЫКОВ, проректор УралГУФК по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации, д.м.н., профессор, к.м.с.:

«Мы сейчас не наблюдаем так называемого «оттока мозгов», когда отличные специалисты, учёные умы уезжают за пределы страны в поисках признания и лучшей доли. Вот внутри страны – да! Один наш аспирант отправил свое портфолио в ФМБА – и его пригласили в медико-восстановительный центр в Кисловодске. Однако сейчас в плане развития науки мы сейчас вернулись к финансированию, к очень приличной поддержке, которой не было давно, лет десять. Это должно стать для учёных стимулом оставаться, жить и работать в родной области. 

Смущает, что мы сами подталкиваем перспективных учёных к той же эмиграции: например, надо публиковаться в иностранных журналах. А ведь эти публикации стоят очень дорого, приходится проплачивать их! Давайте создавать наши журналы, где будут печататься зарубежные учёные!»

Точка зрения

Андрей ВАЖЕНИН, Академик РАН

«Пока есть талантливые, любознательные люди - есть и наука! Другое дело, что общество не всегда осознает связь, как из упавшего яблока на Ньютона по сути родилась космонавтика, а из простеньких опытов с натиранием эбонитовой палочки о шерстяную тряпочку - электроэнергетика и прочее вплоть до электромобилей Илона Маска. Приток интеллектуалов, как говорят «мозгов», идёт туда, где перед наукой ставятся и ею решаются насущные задачи. Примеры тому есть и в истории нашей области, как далекой – то же танкостроение, так и более современной - атомный проект (ПО «Маяк», Озерск; РФЯЦ-ВНИИТФ (Росатом), Снежинск), ракетный центр в Миассе ( АО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева»), радиобиология и многое другое.

В Челябинской Области есть условия для такого развития, в том числе это ядерная медицина, развитие ядерных и лазерных технологий в целом.  Вузы сегодня должны быть готовы консолидировать свои усилия, увы, не все это понимают и могут. Для вузов важен приток специалистов и внимание власти к их проектам. Если говорить о тенденциях, то утечка молодых дарований слабеет, но для коренного перелома нужно все вышесказанное. Важно, чтобы наукой, особенно вузовской, руководили специалисты, понимающие векторы развития не только самого учебного заведения, но и общества, региона в целом».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах