Во время пандемии каждый особенно понимает, насколько ценна жизнь и как много зависит от науки. А возможно ли победить не просто болезнь, но «главный вирус» – смерть?
Доктор философских наук, профессор Игорь Вишев известен на всю страну как создатель концепции практического бессмертия человека. Судьба приготовила для него немало испытаний. В 14 лет он потерял зрение из-за химического ожога. Но сумел поступить в МГУ и сделал карьеру в науке. Девять лет назад потерял жену, но не побоялся пересудов и дал согласие на её крионирование (заморозка образцов ДНК). Всё потому, что челябинский учёный верит: бессмертия можно достичь научными методами.
Не утрата, но приобретение
Эльдар Гизатуллин, «АиФ»-Челябинск: – Откуда появился такой интерес? Стала ли причиной потеря близкого человека или это была чисто научная цель?
Игорь Вишев: – Люди часто задумываются над такими вещами после смерти близкого человека, но у меня было наоборот. Идея родилась после рождения дочери, так что толчком была не потеря, но приобретение. Дочь родилась примерно через месяц после начала космической эры, в октябре 1957 года. Тогда был невероятный энтузиазм, осознание того, что сказка становится былью!
– И вы решили, что сказка о бессмертии может стать былью?
– Я подумал: вот дочь родилась, и она уже обречена? Люди вышли в космос, но перед смертью бессильны? Почему мы должны мириться с этим природным безобразием? Что надо сделать, чтобы сохранить и силы, и жизнь? В Челябинске стал интересоваться высшей математикой, физикой, а интерес к истории у меня ещё был со школьной скамьи. Я попросил, чтобы мне доверили выступления на атеистические темы – выступал на заводах, в депо, даже на кондитерской фабрике. Мне было интересно получше изучить религию, так как именно она говорит о бессмертии. Я уверен, что религия больше значима не по своей морали, а по идее посмертного существования человека.
И в итоге решил разработать свою концепцию бессмертия, альтернативную религиозной.
Киборги – это не выход
– Разве бессмертие возможно в практическом смысле? Считается, что это противоречит вечным законам природы.
– Бессмертие зачастую понимают в абсолютном смысле – как отсутствие смерти. Но я имею в виду практическое бессмертие – реальные возможности человека жить без пределов, оставаясь молодым или зрелым. Понимаете, бессмертие души абсолютно, но практическое бессмертие не исключает смерть полностью – человек ведь может погибнуть от случайной внешней причины, будь то травма или всё тот же коронавирус. Как вернуть человека к жизни? Вот смысл практического бессмертия. Получается, смерть возможна, но есть способы исключить её фатальность.
– Каким же образом?
– Способы предлагают разные. Такое течение, как трансгуманизм, говорит о постчеловеке или даже нечеловеке. Это, например, киборг, который может заменять повреждённые части тела. Но я считаю, что это уже не человек. В иммортологии речь идёт именно о биологическом человеке. Это не исключает применения технических средств. Выход может быть в клонировании.
– Насколько я знаю, клонирование человека запрещено…
– Да, и я этим очень огорчён. Уже десять лет действует запрет на исследования по клонированию человека. В том числе и из-за проблем с религиозными убеждениями. Допускается выращивать человеческие эмбрионы сроком до двух недель. А потом можно их в ведро! И это, получается, морально и этично? А исследовать клонирование под контролем запрещено. Это ли не абсурд?
– Разве клоны не будут просто биологическими двойниками? Может ли в них сохраниться, что называется, личность исходного человека?
– Полагаю, что это не так. Это же не новое сочетание, а всё те же клетки. А после криосохранения идентичность на том же самом уровне – и на физическом, и на психическом уровне.
– У этой идеи много противников. Утверждают, например, что клоны проявляют агрессию – такие выводы сделали по поведению клонированных животных.
– Слышал об этом наблюдении, но, кстати, нигде не нашёл источника. Но в любом случае, даже если это так, надо изучать явление, выяснять, как можно устранить такие признаки. Исследовать, а не запрещать.
Есть ещё океаны и космос
– Вы сдали на криоконсервацию образцы ДНК вашей жены. А сами вы готовы на такой шаг?
– Конечно. И надеюсь, что в будущем, пусть далёком, мы сможем вернуться и снова встретиться. Я в это верю.
– Допустим, такие эксперименты увенчаются успехом. Но не встанет ли проблема перенаселения Земли?
– На планете ещё много возможностей. Можно использовать океан, который занимает большую часть поверхности Земли. А ведь ещё есть космос! Его необходимо осваивать не только для расселения, но и для решения других задач. Это и добыча полезных ископаемых, и защита Земли, и большие шансы на выживание человечества в случае какой-то угрозы планете. Это то, о чём мы мечтали, когда космическая эра начиналась.
– А как вы относитесь к теориям из области квантовой физики, которые допускают существование потустороннего мира?
– Скептически. Это всё попытки поддержать религию. Думаю, что сверхъестественных явлений нет. Нам надо иметь дело с тем телом, что у нас есть.
– Получается, что, пока исследования по клонированию запрещены, продвижения вперёд по вашему направлению нет?
– Почему же? Идёт расшифровка генома человека, изучение регенерации стволовых клеток, нанотехнологий, крионики, так называемого компьютерного бессмертия – переноса сознания человека на иные носители. Всё это этапы пути. Когда-то гипотезы о пересадке головы одного организма на тело другого считались фантастикой (вспомните «Голову профессора Доуэля» Александра Беляева). А сейчас это научные эксперименты, когда от теории переходят к практике. Это тоже путь к практическому бессмертию.
Посмотрите, сколько людей сейчас погибает от коронавируса! Но их можно было бы вернуть к жизни – пусть не сейчас, но потом. Сам я уход жены не воспринимаю как окончательную утрату, потому что надеюсь на успехи в клонировании, и это снижает накал трагедии. Нам всем надо бороться за жизнь. Она прекрасна, удивительна и достойна того чтобы сделать её бессмертной.
Досье
Игорь Вишев.
Родился в 1933 году в Вольске. В 1956-м окончил философский факультет МГУ. По распределению оказался в Челябинском политехническом институте, где прошёл путь от преподавателя до профессора кафедры философии. В 1990 году защитил докторскую по теме «Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения». Автор более 200 научных работ.