Примерное время чтения: 9 минут
2560

Митрополит-физик. Владыка Григорий – о святой воде и канонизации Евдокии

3 января владыку Григория возвели в сан митрополита.
3 января владыку Григория возвели в сан митрополита. / Анжела Усманова / АиФ

28 декабря в Челябинской митрополии поменялся правящий архиерей. Прежний владыка Никодим отбыл в Новосибирск, а новым управляющим стал епископ Троицкий и Южноуральский Григорий. «АиФ-Челябинск» задал владыке несколько вопросов.

Корреспондент chel.aif.ru Светлана Бацан: Почему у нас так часто меняют архиереев?

Митрополит Григорий: Если произошла смена правящего архиерея – значит, было на то решение священноначалия, а значит, была воля Божия. Любой священнослужитель свое новое назначение воспринимает как волю Божью, которую нужно исполнять и трудиться на новом послушании ревностно и усердно.

Физика и дисциплина мышления

– Владыка, расскажите о Ваших родителях и о том, как вы пришли в храм.  

– Я родился в Любиме – небольшом провинциальном русском городе на северо-востоке Ярославской области. Население его никогда не превышало 10 тысяч человек. Мать – медсестра, отец – шофер одного из городских предприятий. Но бабушки с дедушками были верующими и часто посещали храм, они и настояли на моем крещении. Помню, как меня ещё младенцем приводили для причащения в храм, но при этом давали строгий наказ – ни в коем случае не говорить об этом ни в детском саду, ни в школе. Учась в старших классах, начал петь на клиросе, помогать священнику в алтаре. Вслед за известным церковным иерархом могу сказать, что в юности Господь уловил меня в свои сети через храм Божий.

– Удивительно, что по образованию Вы – физик.

– Мысль о поступлении в семинарию была у меня уже в школе. Но священнослужители, с которыми я часто общался, рекомендовали сначала получить светское образование. Того же мнения были и мои родственники. Поскольку мне были близки во время обучения в школе именно точные науки, я поступил на физический факультет Ярославского государственного университета. Нисколько не жалею, что потратил пять лет своей жизни на изучение точных наук. Тому, кто уже получил светское образование, проще осваивать духовное. Курс физики, который был прослушан мной в университете, привил определенную дисциплину мышления. Мне это помогало во время учебы в Московской Духовной Семинарии и Академии. Я не сталкивался с теми трудностями, с которыми сталкивались другие. Могу сказать, что и сейчас мне это помогает.

– Владыка Феофан запомнился челябинцам тем, что хотел построить 100 церквей. Владыка Никодим поменял купола на Свято-Симеоновском кафедральном соборе. А у Вас какие планы?

– Проектов много. Мне, прежде всего, предстоит продолжать труды своих предшественников – митрополита Феофана и митрополита Никодима, умножать на Южном Урале дела любви и милосердия. Самой главной своей целью вижу проповедь о Христе. Самая главная цель, для которой существует Церковь – это спасение. И проекты наши должны строиться только в этом ключе.

– Владыка, почему в Челябинской епархии так мало монастырей?

– Скорее всего, ранее у правящих архиереев были другие задачи, которые они выполняли. Они связаны были, прежде всего, с увеличением числа приходов. Но, слава Богу, у нас есть уже два монастыря (мужской Богоявленский и женский Одигитриевский – Ред.) и надеюсь, в будущем у нас появятся новые.

– Почему так долго идет канонизация Евдокии Чудиновской?

– Мы собрали документы, связанные с ее жизнью. Нашли запись о её рождении и крещении в определённом приходе, судебные дела (Дунюшка, как мы все знаем, была под гражданским судом). Кроме того, мы зафиксировали свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам Евдокии Чудиновской. И мы такие свидетельства собрали и передали в Москву, в комиссию по канонизации. Она работает очень тщательно. Ну, а мы ждём ответа. Свидетельств множество, и не просто устных, но и медицински подтверждённых. И я думаю, собранные нами документы будут одним из сильных аргументов в вопросе канонизации блаженной Евдокии.

– Где выучиться на богослова в Челябинской области?

– Прекрасный вопрос! У нас есть отделение теологии в ЮУрГУ.

Удержать от зла

– Нужно ли церковное воспитание в школах?

– Воспитание нужно. Какое оно будет – церковное или нет – это уже совсем другой вопрос. Что же касается преподавания основ православной культуры, то оно просто необходимо. Как часть воспитательного процесса, и как часть изучения культурной среды, в которой живёт молодой человек. Для того, чтобы изучать светские предметы (русскую литературу, историю) , которые преподаются в средней школе, также необходимо знать основы православной культуры. Да и вообще, чтобы жить в России, нужно знать основы веры наших предков. Мы всё-таки надеемся на то, что дети, узнавая о заповедях Божиих, будут делать для себя некий вывод и иметь удерживающее начало. Удерживающее прежде всего от зла, которое ребёнок может по своей глупости совершить в детском возрасте.

– Владыка, планируете ли Вы заниматься благотворительностью?

– Конечно. Церковь в настоящее время имеет возможность заниматься активной социальной работой. Прежде всего, помогать тем людям, которые испытывают нужду.

– В наших сёлах очень много разрушенных храмов. Что Вы с ними будете делать?

– Любой православный христианин не может оставаться равнодушным к разрушающемуся, закрытому в советские годы храму. Поэтому мы – и священнослужители, и миряне – со своей стороны постараемся всё сделать, чтобы эти храмы, хотя бы на первом этапе законсервировать, остановить их разрушение, а в дальнейшем так над ними поработать, чтобы там можно было совершать богослужения.

– Зачем нужна часовня возле ЮУрГУ?

– Считаю, что к этому вопросу необходимо вернуться, и в часовне будут молиться, будут окормляться у священнослужителя те люди, которые, являясь студентами, в то же время являются православными верующими. Надеюсь, что люди поймут необходимость этой часовни, а мы, со своей стороны, всё сделаем для того, чтобы она была в ближайшее время воздвигнута. И потом, я думаю, она станет украшением этого места, дополнительным украшением нашего города.

Современная проповедь на байке

– Вы приветствуете такие формы пропаганды, как батюшка на байке?

– Я считаю это не пропагандой, а одним из современных средств проповеди. Наш современный мир сильно отличается от того, что был на нашей планете сто лет назад, тем более, пятьсот лет назад. И сейчас доступны всякие формы проповеди. Я думаю, если это связано с деятельностью священника, с его служением, то это вполне допустимо. Надо посмотреть на результат, который будет после того, как наши священники-байкеры устроят очередной мотопробег, посвящённый той или иной дате. Дай Бог, чтобы люди, видя мотопробег, видя священнослужителей, становились ближе к Богу.

– Случались ли чудеса в Вашей жизни?

– Много таких историй в жизни каждого человека. Я всегда это говорю, что Бог действует в нашей жизни, нас направляет. Иной раз нам эти действия непонятны, но они становятся понятны уже после того, как пройдёт определённое время. Считаю чудом Божьим, что я являюсь священнослужителем, и за это благодарю Бога.

– А конкретный случай можете рассказать?

– Это неправильно, когда священнослужитель начинает «якать», когда он выделяет себя. Народ простой начинает тянуться к нему, а не к Богу. Наша основная цель – привести человека не к себе, а к Богу, ко Христу.

Новое имя принять со смирением

– Владыка, есть ли у Вас любимая молитва, которая всегда выручает?

– Самая простая молитва, о которой нас учат другие святые люди, это молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!». Или ещё более простая молитва: «Господи, прости и помоги!». Молиться можно дома и в храме (в храме молитва, конечно, особая). Молиться можно везде: в транспорте, когда у вас есть свободная минута, можно про себя, а можно вслух. Главное, чтобы обращение к Богу было от искреннего сердца.

– Какой у Вас любимый святой?

– Мы, монашествующие, носим имя определённого святого. И крещение у нас совершается тоже, по древней церковной традиции, в честь какого-нибудь святого. Мой святой – святитель Григорий Палама. Его имя я получил при постриге, к нему я часто обращаюсь и прошу его, чтобы он помог в моей пастырской деятельности. Вообще-то, по многовековой устоявшейся традиции, монашествующий не должен выбирать себе имя. И то имя, которое даётся ему при постриге, он должен принять со смирением. И это его первое послушание в монашеской жизни: принять своё новое имя со смирением.

– Впереди Крещение. Как физик, можете объяснить чудесные свойства святой воды?

– Думаю, здесь мы должны искать объяснения прежде всего в области духовной. Мы верим, что благодать – спасительная сила Божия – реально присутствует в святой воде, как она реально присутствует и в святых дарах, и в храмах Божьих, когда там совершаются таинства. Однако уловить благодать с помощью каких-либо приборов невозможно. Чтобы её принять, воспользоваться ею, почувствовать на себе её плоды, человеку необходимо должным образом подготовиться: изменить свою жизнь, побороть в себе то дурное, что мешает ему жить.

Замерзший и разозлённый человек, стоящий в очереди за святой водой, явно не готов менять свою жизнь. Получит ли он благодать Божию?

– Нам не стоит так смело судить об этом, потому что мы, люди, часто ошибаемся. Человеку свойственно ошибаться в силу своей греховности. Все люди ошибаются – независимо от места и независимо от должности. Но видит человеческую душу только Господь Бог. Только Он знает степень духовного совершенства человека, и только Он, в меру готовности человека, даёт ему благодать.

Вспомните двух разбойников, которые были распяты вместе со Христом. Тот, что слева, Христа похулил, а тот, что справа – Христа исповедовал. Несмотря на множество совершённых им грехов, Бог принял его покаяние и удостоил Царства Небесного. Нам может показаться, что человек неправильно ведёт себя или что-то неправильно в храме делает. Но только Бог может ему, этому человеку, воздать – вне зависимости от того, что мы о нем думаем.

Досье

Митрополит Челябинский и Миасский Григорий, в миру Андрей Владимирович Петров, родился 26 декабря 1974 года в городе Любиме Ярославской области. Окончил физический факультет Ярославского государственного университета. 3 мая 2009 года пострижен в монашество. В 2013 году избран епископом Троицким и Южноуральским. 28 декабря 2018 года назначен Преосвященным Челябинским и Миасским, главой Челябинской митрополии. 3 января 2019 года возведён в сан митрополита.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах