Примерное время чтения: 7 минут
1407

На обложке «Крокодила». Челябинец рисовал карикатуры в известный журнал

АиФ-Челябинск №36 07/09/2016
Именно эта карикатура челябинского художника появилась на обложке журнала «Крокодил».
Именно эта карикатура челябинского художника появилась на обложке журнала «Крокодил». / Фото из архива Анатолия Гилёва / АиФ

С началом нового учебного года взрослые и дети снова активно покупают как учебники, так и художественную литературу. Вот только качество многих изданий оставляет желать лучшего, особенно иллюстрации.

Известный челябинский художник Анатолий Гилёв создавал иллюстрации к детской литературе на протяжении более полувека. Не одно поколение южноуральцев выросло на его рисунках. А взрослые могли видеть его карикатуры в журнале «Крокодил». Однажды рисунок нашего земляка попал даже на обложку этого невероятно популярного в СССР журнала. Героями его шаржей становились актёры Евгений Леонов, Любовь Орлова и политики, в числе которых Михаил Юревич.

Карикатуры для фронта

Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Многие карикатуристы признавались, что начали рисовать в школе, изображая нелюбимых учителей. С вами так же было?

Анатолий Гилёв: Рисовал я с первого класса, но не карикатуры. Учителя моё дарование заметили и нередко заставляли рисовать на доске иллюстрации к теме урока. А отец мой работал в районной редакции, там у него трудился художник, который нередко давал мне уроки. Когда началась война, отца забрали на фронт, а меня, так как мама у нас давно умерла, отдали в детский дом. Вот там я как раз и рисовал карикатуры, но не на воспитателей, конечно, а на фашистов. Эти рисунки мы отправляли бойцам на фронт.

- Но всё-таки позже вы пошли работать в театр драмы, а не сразу стали художником.

- Так уж получилось. В театре я работал оформителем. Кстати, первый мой заказ - это библиотека к спектаклю «Коварство и любовь» по Шиллеру. Так что можно принять это за предзнаменование, ведь позже я в основном работал над иллюстрациями к книгам. Эта работа мне нравилась куда больше, так как дарила ощущение свободы. Да и книги я всегда любил, так как читать научился в четыре года. В 1963 году меня пригласили на должность художественного редактора в Южно-Уральское книжное издательство. Книги там были разные, но особенно я любил делать иллюстрации к сказкам. Мне и до сих пор это интересно. К сожалению, не удалось довести до конца проект «История Челябинской области в картинках», хотя я подготовил немало рисунков. Зато увидела свет моя «Сказочно-вкусная азбука», где к каждой букве я не только делал иллюстрации, но и писал стихи.

- В ваших книгах много рисунков и мало текста. А многие педагоги считают, что лучше бы наоборот. Вы согласны с этим мнением?

- Зависит от конкретной книги. Но, как художник, я, конечно, больше за рисунки. Когда создавал «Приключения Буратино», меня упрекали в том, что я нарисовал что-то вроде комикса: мол, поддался западному влиянию. Серьёзное обвинение для того времени. Но это было и чисто техническое решение: текста давали мало, а страницы были большие. Но сам я, честно говорю, к комиксам отношусь положительно.

Мюнхгаузен протиф дефицита

- Как получилось, что вы потом вернулись к карикатурам?

- Мне всегда нравились книги с юмором. Например, «Сказки дядюшки Римуса». А от весёлых картинок до карикатур рукой подать. Начал снова их рисовать. Мои работы понравились редакции журнала «Крокодил». А одна появилась даже на обложке. Там изображён барон Мюнхгаузен в знаменитой сценке, когда он сидит на половинке коня - и вдруг видит, что вторую половинку грузят в фургон. Тогда как раз злободневной была тема дефицита мяса.

Отбор в «Крокодиле» был довольно жёсткий. Всё решал художественный совет, на который приходили художники с темами или уже готовыми рисунками. То и дело слышались фразы: «Не смешно!» или «Это уже было!» Я тогда часто ездил в Москву на творческую базу Союза художников, поэтому была возможность предлагать свои работы. К слову, такие поездки длились по два месяца, и это был прекрасный шанс роста для художников из провинции.

- На какие темы обычно рисовали карикатуры?

- Самые разные, но немало у меня было рисунков, посвящённых международным проблемам. Так, в 1963 году в Москве проходила очень престижная выставка «Карикатура в борьбе за мир». В ней участвовали такие мэтры, как Борис Ефимов, Херлуф Бидструп, Кукрыниксы. От каждой союзной республики могли участвовать по два человека. Довелось и мне выставить там свои работы. Тогда много говорили о загрязнении океана, его милитаризации - поэтому я изобразил Нептуна, который, пригорюнившись, сидел на свалке из боеголовок и бочек с топливом.

- А челябинские проблемы вы высмеивали?

- Конечно. В 1950-х годах мы вместе с художниками Рубеном Габриеляном и Михаилом Ткачёвым организовали у здания главпочтамта постоянный стенд с карикатурами. Там было немало карикатур, понятных лишь челябинцам. Например, мой рисунок «Капитан идёт по следу». Был памятный случай, когда один бывший капитан флота набуянил сильно в городе, так я его изобразил, как он осматривает свои «художества». Много было рисунков по теме хищений мяса, недостатка продуктов. У стенда постоянно был народ, все удивлялись: «Во дают!»

- В нынешнее время что могло заставить вас нарисовать новые карикатуры?

- Так тем много! Это и экологические проблемы, и коррупция. Но, честно говоря, рисовать особого желания нет. Ведь сейчас карикатуры практически не печатают. И зря, по моему мнению, ведь иной раз карикатура оказывается гораздо более выразительной, чем фото.

Обиделся ли Юревич?

- Знаю, что вы рисовали и шаржи. Не обижались на вас герои?

- Я рисовал в основном известных актёров. Есть у меня шаржи на Евгения Леонова, Петра Глебова, Евгения Урбанского, Нину Ургант, даже Любовь Орлову. Многие из них в своё время приезжали в Челябинск на гастроли или творческие встречи. Вот я и пользовался случаем. В театре меня знали, пропускали беспрекословно. Шаржи я по возможности отсылал героям, но какая у них была реакция, не знаю. Думаю, что воспринимали с юмором. Мне известно, что одну из моих работ точно передали Людмиле Хитяевой, и она осталась довольна. Как и Татьяна Ишукова.

Другой любопытный случай был связан с известным английским актёром Питером Устиновым. Он как-то был на выставке в Москве. Я сделал несколько шаржей, а мой товарищ отослал ему. Каково же было наше удивление, когда через какое-то время Устинов прислал нам две бутылки виски!

- А на современных политиков вы рисовали шаржи?

- Я делал шаржи на Михаила Юревича, когда он был главой Челябинска, на председателя областного парламента Владимира Мякуша. А однажды на местном телевидении устроили предвыборный марафон. Там выступали представители региональных отделений разных партий, и на каждого я делал шаржи. Потом телевизионщики отослали эти шаржи политикам. Опять же я, к сожалению, не знаю, как они отреагировали на эти портреты. За исключением бывшего депутата Петра Свечникова, которого я позже встретил, и он мне признался, что шарж ему понравился.

- У вас среди рисунков много пейзажей других стран. Рисовали с натуры?

- Да, я ведь много путешествовал, даже в советское время. Например, удалось побывать в Исландии, которая мне очень понравилась. Много работ привёз с Кубы, которую посетил по обычной туристической путёвке в 1981 году. Кстати, не очень дорого это и было. Нас была целая группа из Челябинска. Мы проехали весь остров. Кубинские пейзажи, люди и города меня так вдохновили, что я создал целую серию. Часть этих работ до сих пор на Кубе.

Досье

Анатолий ГИЛЁВ. Родился в 1931 году в селе Заложном Курганской области. Окончил в 1948-м Курганское железнодорожное училище. Посещал студию изобразительного искусства при Дворце культуры ЧТЗ в Челябинске. До 1956 года был художником в Челябинском театре драмы. Неоднократно занимал пост художественного редактора Южно-Уральского книжного издательства. Участник более 70 международных выставок, автор иллюстраций и оформления более 120 книг. Награждён дипломами ряда ведущих изданий, в том числе журнала «Крокодил».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах