Когда же ситуация переменится к лучшему? И что мешает в целом нашей экономике встать, наконец, крепко на ноги? Об этом мы беседуем с известным челябинским бизнесменом Арсеном Унаняном.
80% не хотят учиться
Эльдар Гиззатуллин, «АиФ-Челябинск»: Можно ли было по каким-то симптомам заранее понять, что грядёт кризис? В частности, если говорить о рынке недвижимости Челябинска, когда появились тревожные сигналы?
Арсен Унанян: Перед нами обычно реагирует автомобильный рынок. Через полгода всё проявляется уже у нас. Раньше было проще - сначала определённые тенденции в Москве и Санкт-Петербурге, а потом - у нас. Но сейчас такой чёткой зависимости нет - регионы реагируют по-разному. На самом деле ещё в 2008 году мы начали замечать, что инвестиции стали утекать из жилищного строительства. Старались, конечно, переломить эту ситуацию. Нам выгодно много продавать по доступным ценам, чем продавать что-то единичное, но по высокой цене.
- В нашей стране, по-моему, обычно стараются использовать второй вариант.
- Но это неправильно. Выгоднее большие объёмы. Об этом говорит не только западная экономическая школа, но и советская. Делаем ставку на различные программы, инвестиции в строящееся жильё, замену старых квартир на новые, различные скидки. И режим работы тут, как на заводе - с чётким графиком, обучением. Для многих южноуральцев сумма в полтора миллиона за квартиру - критическая, большая сумма. Поэтому людей подвести нельзя. И нет ничего удивительного в том, что советская экономическая школа до сих пор работает - оттуда ведь планирование, от которого никак не уйти. Плюс американские разработки. Это симбиоз, который должен работать в любых условиях.
- А насколько наши бизнесмены вообще готовы учиться чему-то новому? Или только кризис может их заставить как-то изменить направление работы?
- Если откровенно, то 80% наших бизнесменов и чиновников вряд ли сами пойдут куда-то учиться - считают, что они и так самые умные. Поэтому хорошо, что есть различные программы, включая президентскую, которые обязывают пойти учиться. Но по-настоящему люди стараются чему-то научиться действительно во время кризиса, когда понимают, что прежние схемы не работают. Другое дело, что торопятся и начинают хвататься за всяких тренеров, среди которых немало просто гастролирующих мошенников. Но учиться надо постоянно, каким бы успешным ты ни был. Помните фильм 90-х годов «Гений»? Там у главного героя даже туалет был дипломами завешан.
Через полгода подешевеет?
- А по каким показателям на том же жилищном рынке можно понять, что кризис закончился?
- Сложно сказать. Планы бизнеса и государства зачастую не совпадают. Например, государство хочет стимулировать строительство через предоставление участков земли, подводку инженерных коммуникаций. Но есть просто ограниченное количество людей, которые смогут купить новые квартиры. Даже если вдруг каждый купит по три квартиры, то что он с ними потом будет делать? Сдавать? Но кому, если у всех и так есть жильё? Столько всего построили, но надо ведь ещё найти покупателей на все эти жилые массивы.
Цена квадратного метра до кризиса достигла 46 тысяч рублей, и продажи, по сути, уже остановились. Если хлеб подорожал на 10%, потребители ещё смогут это переварить, но если на 10% подорожала квартира, это может быть критическим пределом. Надо, чтобы деньги оставались в области - это ведь кругооборот, который влияет на многие другие сферы. Пока же, увы, из области уже вывели не менее миллиарда рублей. Надо завлекать деньги всеми возможными способами - всё больше разрабатывать, например, такую нишу, как жильё экономкласса. Думаю, когда рубль ещё больше ослабнет, многие кинутся на рынок недвижимости, но это будет короткий рост. По-настоящему ситуация изменится, когда цена за квадратный метр опустится до 37-38 тысяч рублей. Сейчас она составляет 41 тысячу, так что ждать остаётся недолго. Вероятно, это займёт полгода.
- То есть опять всё решит рынок?
- Государство тоже может повлиять. Правильно, что поддерживают молодые семьи, выдают материнский капитал, сертификаты военнослужащим. Вообще, особенно эффективны те меры, когда человек получает деньги и сам решает, как ими распорядиться.
Нам мешает московский «крюк»
- По сравнению с другими регионами, в каком положении, по вашему мнению, Челябинская область? Легче нам или сложнее переживать непростые времена?
- Наш регион в более-менее неплохом положении, так как у нас есть предприятия, которые работают на экспорт, а значит, есть приток денег. Но многие заводы принадлежат офшорным компаниям, так что немалая часть финансов всё равно выводится из области. К сожалению, все те, кто вне экспорта, переживают тяжёлые времена - например, сфера услуг. А ведь это малый и средний бизнес. Повторюсь, что надо было создавать все условия, чтобы деньги приходили в регион, а не утекали. Вводить льготные условия кредитования для бизнеса. А у нас как? Банки всего боятся, задрали проценты, и в результате деньги лежат мёртвым грузом, не работают. И зачем мне кормить эту систему? Не хочу и не буду. И так думают многие предприниматели.
- Однажды видел, как возмущался экономический обозреватель: он увидел рекламу одного российского банка в Чехии, который предлагал кредиты за смешные проценты в однозначных числах, тогда как в России проценты у него уже двузначные.
- Это-то как раз понятно. За границей этот банк действует в совершенно других условиях. Там все банки предлагают кредиты под проценты в однозначных числах. Вот и наш банк вынужден приспосабливаться к местной конкурентной среде.
- Почему же многие западные рецепты у нас не работают? Например, доходные дома. За рубежом человек может всю жизнь прожить в арендованном жилье и ничуть этим не обеспокоен.
- Потому что там права арендатора хорошо защищены. У нас же большого рынка доходных домов нет. Их пытались строить, в Челябинске в том числе, но без особого успеха. Окупаемость составляет 10-15 лет, для наших предпринимателей это довольно большой срок. К тому же владельцу проще продать квартиры или же отдать помещение одному собственнику - под магазин, например, а не иметь дело с 47 семьями-арендаторами… У кого-то нет денег, кто-то ссылается на особые обстоятельства. Это же сплошная головная боль, поэтому это направление пока развивается слабо. Более-менее оно окупается, если вы, скажем, сдаёте по 300-400 квартир разом.
- Говорят, что именно из-за неразвитости этого рынка люди у нас неохотно переезжают из региона в регион. И именно это мешает нам справляться с кризисом и безработицей.
- В отличие от СССР, где молодёжь была довольно мобильной, у нас сейчас люди не привыкли переезжать. Многие бы переехали, но как быть с родителями? Сказывается и плохое транспортное сообщение внутри страны. Я не завидую, скажем, хоккеистам, которые вынуждены постоянно перемещаться, делая большие крюки. У нас до сих пор многие потоки идут только через Москву. К примеру, чтобы добраться до Омска, мне сначала надо лететь на запад и только потом на восток. Потратить день в поезде я не могу себе позволить, как и многие предприниматели. Это тоже тормозит развитие экономики.
В частности, туризма. Я бы с удовольствием отдыхал внутри страны. Но как? Если добраться куда-то - это целая проблема. К счастью, появились так называемые маршрутки - небольшие самолёты на рейсах недорогих авиакомпаний, но их мало. Возвращаясь к семейным ценностям. В США многие переезжают, потому что не особо привязаны к родителям. Да и у нас внутри страны сильные различия - есть регионы, где никогда не было дет- ских домов и вытрезвителей. С другой стороны, и пенсионеры сейчас другие. Есть те, кто боится сдвинуться с места, а есть такие, как родители моего приятеля: сдали квартиру в Челябинске и уехали в Паттайю. Хотя по-английски практически не говорят. Как знать, может, это начало новой тенденции.