Впрочем, после того как Тамара Бармина ещё в молодости проработала бригадиром вахтовиков на Сахалине, а позднее отвечала за банкеты для партийной верхушки, рынком её было не напугать. Несмотря на то что давно на пенсии, первая челябинская бизнес-леди до сих пор открывает новые проекты.
Богодулы ходили по струнке
- Ваша столь необычная карьера - это нечто давно задуманное или просто так сложились обстоятельства?
- А я ещё в детстве мечтала стать директором. Мама мне рассказывала: бывало, расставлю кукол в ряд и кричу на них, изображая директора! С семи лет играла в магазин. Да и всегда бойкая была. Иначе не стала бы в 27 лет бригадиром.
- А где же трудились?
- На Сахалине. По образованию я экономист. Уехала как-то в Керчь поработать в санатории, а там мужик один отдыхал - начал меня и других девчонок уговаривать на Сахалин поехать, на путину: мол, рыбы много, денег много! Вот и поехали вшестером на Дальний Восток. Была там бригадиром икорного цеха. Упаковывали консервы из горбуши, икры. Работа, конечно, тяжёлая, спали по шесть часов.
- И кто у вас был в подчинении?
- В основном завербованные мужики (их называли богодулами). Публика своеобразная, но ничего, справлялась.
- Такой боевой опыт пригодился в Челябинске?
- Я прошла хорошую практику в ресторане «Уральские пельмени», окончила курсы директоров общепита. Открывала пивной бар на Островского. Это было первое подобное заведение в Челябинске - с кабинками, кожаными диванчиками. Там продавали четыре сорта пива (невиданное разнообразие по тем временам), причём с закусками - солёными сушками, крабовыми палочками.
Затем в 1975 году стала старшим инспектором организационного отдела треста ресторанов и кафе.
Если где не было по каким-то причинам директора, посылали меня. Поработала во всех ресторанах и лучшими в ту пору считаю «Южный Урал» и «Малахит». Тогда на весь Челябинск было всего 26 точек, включая кафе (сейчас в городе 1 075 предприятий общепита, общее количество посадочных мест в них - 76 357. - Ред.). Открывала буфеты в цирке, драмтеатре.
- В чём кардинальное отличие тех ресторанов от нынешних?
- Во-первых, туда было не попасть. Записываться приходилось за неделю. Банкеты распланированы ещё на более долгий срок. При каждом ресторане был швейцар в форме, метрдотель. Во-вторых, работой в этой системе дорожили.
- Может, ещё и потому, что работа давала доступ к дефицитным продуктам?
- Да ничего подобного! Вы знаете, как за нами ОБХСС следил? За булочку только можно было получить до года условно! Вся выгода состояла в том, что кормили, и то брали энную сумму за это.
А ручник где?
- В обязанности треста входило обслуживание партийной верхушки?
- Да, все конференции, встречи гостей были на нас. Отбор - строжайший: всех, включая официантов, проверял КГБ, куда подавались специальные списки. Учитывались вкусы каждого гостя: кто любит больше холодное, кто горячее, кто острое, кому лучше не предлагать крепких напитков. (Прежний губернатор Пётр Сумин, например, больше всего любил пельмени и пироги с курятиной.) Были требования даже к маникюру: его нельзя было делать слишком ярким.
Конференции проходили обычно в театре оперы и балета. Мы ещё ночью завозили туда продукты, накрывали столы - и ночевать приходилось в театре.
Помню случай, когда один из официантов не пришёл, а ведь каждый из них был закреплён за определёнными гостями, заучивал их пристрастия. Пришлось мне его заменять, а помогал мне сотрудник из органов, был рядом, нашёптывал, кому салфеток побольше, а кому нельзя ставить тарелку прежде, чем другому. А в другой раз меня едва не сняли с работы. У одного из гостей супруга любила выпить, и мы следили, чтобы на столе не было спиртного. Но в итоге каким-то образом появилась бутылка коньяка, и дама не преминула ею воспользоваться.
- О советском сервисе ходят нелестные отзывы. Вы можете сравнить, например, официантов тех лет и современных?
- Могу, и сравнение будет не в пользу нынешних. Сейчас ведь набирают кого попало. А тогда официантов учили своему делу, постоянно посылали на курсы повышения квалификации, причём за счет предприятия. Да и сама я в 37 лет только перестала учиться. В «Малахите», когда принимали смену из 24 официантов, учитывалось всё: одежда (обязательно - белый верх, чёрный низ), причёска, ногти, обувь. Непременно должен быть ручник (полотенце, призванное уберечь руки официанта и посетителя от горячих блюд и загрязнения. - Ред.). А где вы его сейчас увидите? Если есть ручник, то можно не опасаться пятен на скатерти, а теперь чуть капнет официант - потом бежит к вам с тряпкой вытирать! Это разве правильно? Тянутся через весь стол что-нибудь налить, сервировку не знают. Ой, я часто бываю в ресторанах, вижу все ошибки, их не перечислить!
Воспользоваться «Шансом»
- А правда ли, что вас можно назвать одной из первых челябинских бизнес-леди?
- Вероятно, да. Я работала в тресте вплоть до его расформирования, хотя был у меня один эпизод, когда я уходила на другую работу - открывала «Молодёжную моду». Это был эксклюзивный магазин. Два месяца он был закрыт для обычных посетителей. С тех же партийных конференций туда заводили гостей. Все товары были по спискам. Я там проработала какое-то время, потом снова ушла в общепит.
И в 1990 году открыла своё дело - ко Дню города. Тогда на Северо-Западе собирались открыть ресторан, а местные жители требовали магазин и кулинарию. Я решила всё совместить - так и появился магазин «Шанс», где действовала кондитерская, можно было купить и готовые салаты, и выпечку, и тесто. Тогда это было что-то невиданное. Газеты о нас бесплатно писали, никакой рекламы и не нужно было! Идею таких заведений подсмотрела в Америке. Привнесла и другую идею - открытые холодильники-витрины, какие сейчас есть в любом гипермаркете.
- Как удалось преодолеть 90-е?
- Удалось. Хотя тяжёлое время было, конечно. Бандитское. Но все эти бандиты до того в ресторанах ведь сидели, все меня знали.
- Сейчас дела вести проще?
- Гораздо проще. Правда, много в бизнесе стало людей без мозгов, но с деньгами - просто мамы и папы дали своим деткам. А раньше без мозгов было никак.
Кстати
Во времена СССР в элитном ресторане салат обошелся бы вам в среднем от 70 копеек до 1 рубля 50 копеек, холодная закуска вроде севрюги в 55 копеек. Первое блюдо – от 50 копеек (бульон с яйцом, например) до 1 рубля 27 копеек (солянка). Второе блюдо – от 99 копеек (отварной судак) до 2 рублей 23 копейки (цыпленок табака). Десерт типа мороженого обошелся бы в 35 копеек. Цены на спиртное были следующие – 89 копеек за 100 грамм водки, 1 рубль 05 копеек за 100 грамм вина, 1 рубль 20 копеек за 100 грамм коньяка, 46-68 копеек за 100 грамм. Бутылка пива – от 31 до 40 копеек. А вот бутылка шампанского обошлась бы в 3 рубля 92 копейки.
В кафе или столовой чай с сахаром стоил 2 копейки, 12 копеек – стакан со сметаной, пирожок с картошкой или бутерброд с вареной колбасой – 9 копеек, салат – 7 копеек, беляш – 11 копеек, кекс с изюмом – 16 копеек. Полноценный обед обходился в 1 рубль (включая борщ, гуляш с картофельным пюре, стакан сметаны, два компота, ватрушку).
Для сравнения - в современном ресторане салат бы обошелся вам в среднем в 150-200 рублей, первое блюдо – в 170-200 рублей, второе блюдо – минимум в 350-400 рублей, десерт – от 130 рублей. Водка – от 90 рублей (за 50 мл), вино – от 90-100 рублей (за бокал), пиво – от 90 рублей, шампанское – от 350-400 рублей за бутылку.