aif.ru counter
142

Вспоминаем знаменитого земляка - актёра Леонида Оболенского

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. «АиФ-Челябинск» 14/03/2012
Фото: www.kino-teatr.ru

В этом году исполнилось бы 110 лет Леониду Оболенскому, актёру, сыгравшему миллионера в «Чисто английском убийстве», епископа в «Красном и чёрном», барона в фильме «Миллион в брачной корзине» и много других ролей. Он дебютировал в 1920 году в немом кино, а в 1980-м на XX Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло (Монако) за лучшее исполнение мужской роли в фильме «На исходе лета» был удостоен премии «Золотая нимфа». Он побывал в немецком плену, прошёл через ГУЛАГ, жил в Свердловске, Челябинске. Умер в Миассе.

Но память о нём не ограничивается только этими городами. О том, каким был Оболенский, вспомнили люди, имевшие счастье быть с ним знакомыми.

Он открыл меня

Рассказывает Клара Кузьмина, ныне живущая в Санкт-Петербурге, а с 1958 по 1966 годы работавшая на челябинской телестудии:

- В Челябинск я попала в 1958 году после окончания Ленинградского института киноинженеров, приехала как раз к открытию телестудии. Очень интересный и молодой там был коллектив: технические работники - выпускники Одесского института связи, а журналистов прислали из МГУ. Жили мы весело. В 1959 году произошло событие, нас взволновавшее: на телестудию пришёл работать Леонид Леонидович Оболенский.

Леонида Леонидовича молодёжь сразу окружила, совершенно очарованная его манерой говорить, знаниями, увлечённая его необыкновенной жизнью. Мы с ним дружили.

Однажды с Галей Битюцкой были у него в гостях. Встретил он нас необычным образом. На столе красовалось дерево из бананов. Горели свечи. В бокалах он подал нам какой-то изумительный коктейль из смеси соков, фруктов и вина. Говорил в основном Леонид Леонидович, а мы с Галей слушали затаив дыхание. На память о встрече сфотографировал нас. Позднее, когда Оболенский на студии устроил свою фотовыставку, где и наши фотопортреты демонстрировались, коллеги удивились, как это он сумел запечатлеть меня такой восторженной. Ведь на студии я была строга, сурова и замкнута. Говорили об этом как об открытии Леонида Леонидовича.

Целовал руки уборщице

Вспоминает актриса театра и кино Валентина Титова (Москва):

- С Оболенским в середине 70-х годов нас пригласила литовская киностудия на съёмки фильма «Обмен». В семь утра мы должны быть уже на студии. Без четверти семь нас забирала машина. Оболенский к этому времени уже проходил полгорода. Всегда был в чистейшей рубашке, которую стирал сам. Мы выпивали по чашечке кофе стоя, садились в машину и ехали на студию. На студии, кроме киноактёров, в это время появлялись только уборщица и гримёрша. В фойе Оболенский подходил к женщине с метлой и тряпкой, здоровался, брал её руку и целовал. Приходил в гримёрную - и так же здоровался с гримёршей.

Прошли годы. Я играла в спектакле у Марцевича, приехала на гастроли в Челябинск. Один спектакль был в Миассе. Перед спектаклем вместе с Эдиком Марцевичем и Юрием Шлыковым пошла в гости к Оболенским. Провели там часа полтора. Когда вышли, все рыдали: за что, почему этот светлый человек живёт так далеко от центра? Я тогда сказала: «Господи, если бы я знала, что Оболенский хочет жениться, я бы ещё на фильме «Обмен» предложила сама ему руку и сердце».

Хранитель души

Говорит вдова Оболенского Ирина, ныне живущая в Санкт-Петербурге:

- Несколько месяцев назад мне приснился Оболенский. Я иду, а он сзади. Оглядываюсь, он говорит: «Иди вперёд, не оглядывайся. Ты уже знаешь, как жить в этом мире».

Кем он был для меня? Для кого-то он был учителем, а для меня он был душехранителем, хранителем моей души. Когда я встретилась с Оболенским, была настолько безобразным человеком, без образа, не понимала, зачем эта жизнь, не любила людей... На Галапагосских островах такие большие черепахи живут. Когда рождаются у них черепашата, они должны пробежать сколько-то метров до моря, чтобы остаться живыми. Несколько этих метров их подстерегают всякие птицы, ещё кто-то, кто может их съесть. Оболенский был таким большим черепахом. Он меня подталкивал: «Быстрей, быстрей, к морю!» А меня то в одну сторону заносило, то в другую. Оболенский подталкивал «к морю». Я тогда этого не понимала, но чувствовала.

Меня его смерть многому научила. До этого я очень боялась смерти. Но жизнь не может быть без смерти. Это как две стороны одной медали. Как ни странно, нужно, живя, учиться умирать, то есть переходить в другую жизнь. Как говорил Христос, мы не умрём, мы переменимся. Нужно учиться меняться. Нужно учиться меняться уже в этой жизни.

Я была тем человеком, который, можно сказать, принимал предсмертную исповедь Оболенского. Так получилось. Он вспоминал свою жизнь. Смеялся. Последними его словами были: «Я прожил жизнь в любви. Я всё время любил»… После его смерти, до этого года, я училась любить. Я - счастливый человек, потому что наконец-то научилась любить. И не кого-то конкретного или что-то конкретное, у меня появилось ощущение безусловной любви. Сейчас, может быть неслучайно, я работаю няней с маленькими карапузиками. Они тоже меня научили любить. И всё это с подачи Оболенского: как он со мной возился, так я сейчас с карапузиками. Дай бог всем нам безусловной любви!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах