Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского госуниверситета Мариной ЗАГИДУЛЛИНОЙ.
Это не сговор родителей
- Неоднократно слышал мнение, что ЧелГУ в последнее время лихорадит. Это верно? С вузом действительно происходит что-то неладное?
- Лихорадит все вузы. Увы, федеральный Минобр сейчас строит свою политику на запугивании. По этому поводу много версий, одна из них - меркантильная: расходы на образование сокращаются, и чиновникам поручили свести, что называется, объёмы под стать финансированию. У государства нет политического стремления развивать высшее образование, считается, что это, мол, этакая синекура для ленивых людей. До сих пор господствует мнение, которое озвучил ещё Аркадий Райкин: к балерине присоединить динамо-машину, пусть ток даёт! А то чего она просто так вертится? Посмотрите, кто в замах у министра, - сплошь бизнесмены, управленцы структур, далёких от образования. Отсюда и подход.
- Неужели не понимают, что без квалифицированных кадров не совершить экономического рывка?
- На мой взгляд, стало нормой подменять причину следствием. Заводы превращают в торгово-развлекательные комплексы. Не удивлюсь, если везде вместо предприятий сауны откроются. И куда тогда инженерные кадры приглашать? Сначала у нас минимизировали индустриальную сферу, и поэтому инженеры стали непопулярными. А потом образование стали обвинять в перекосах.
- Кстати, в Бразилии «инженер» - это уважительное обращение к человеку вроде доктора.
- Я была в Латинской Америке - очень похоже на Россию. Именно тогда я поняла, что мы относимся всё-таки к третьему миру. Одновременно и неделовитость, и грязь. Вон за окном наш проваленный асфальт, серые девятиэтажки - это совершенно аргентинский пейзаж. Киргородок - те же бразильские фавелы (трущобы в городах Бразилии. - Ред.). Признаки если не упадка, то застоя точно.
- А кто всё-таки виноват, что в технари не идёт и та самая молодёжь, которая готова к новым правилам?
- Самое смешное, именно образование обвинили в том, что стали сверх меры выпускать юристов-экономистов. Но образование может только отвечать на ситуацию. Родители не вступили в коварный сговор против государства, а просто увидели, кто и куда хорошо устраивается, сидит в тёплом офисе и не бегает с высунутым языком по цеху. А задача государства - найти способы применения любому дарованию. Вместо этого начинают корректировать спрос на высшее образование.
- Это беда нашего времени?
- Да какое там! Мало кто знает, что даже в благословенные, как некоторым кажется, сталинские времена ввели платное высшее образование, когда властям показалось, что слишком много у нас студентов. 300 рублей стоило, большие деньги по тем временам.
Повторю, лихорадит всю систему. Так, настоящий цирк с этим третьим ЕГЭ - нынешних 11-классников просто подрубили. Правая рука не знает, что делает левая, и это отражается на всём образовании. На высшее образование государство смотрит как на горб, который всегда можно сбросить. Думаю, чиновники мечтают о такой ситуации, когда будут просто появляться некие Кулибины, которые сами как-нибудь пробьются, без государственной поддержки - и слава стране, и затрат никаких.
Вузы-«Абидасы»
- Нет ли у вас ощущения, что к провинциальным вузам отношение особенно пренебрежительное?
- Да, постоянно муссируются слухи о том, что надо пару вузов на всю страну оставить. А закрытие филиалов в малых городах? Совершенно безграмотный подход! Ведь филиалы во многом способствовали тому, что кадры закреплялись в провинции. Говорят, это лавочки, где деньги делают. Знаете, вот недавно закрыли 17 вузов, которые прикрывались громкими названиями - вроде как китайский «Абидас» вместо «Адидас». Так все эти 17 вузов (действительно лавочки для денег) - московские.
У нашего вуза есть филиал в Кустанае. Они там просто надрываются, пытаясь совместить разные программы образования, учесть налогообложение и наше, и казахстанское. Дёргают их постоянно, угрожают закрыть. При этом там же есть филиал московского вуза, у которого вообще никаких проблем. Многим чиновникам выгодно отпрысков пристраивать в такой филиал - ради диплома.
- Такой подход намеренный? Или отсутствие стратегии?
- Это недальновидность: чиновники не видят дальше завтрашнего дня. Или даже вчерашнего. Я раньше думала: может, я ошибаюсь, не вижу каких-то нюансов? Но нет, весь мой 30-летний педагогический опыт говорит, что никакой далеко идущей стратегии в сфере образования наверху нет. Не правы те, кто уверяет, что сверху виднее. И не правы те, кто говорит, что цель - всё развалить. Нет никакой цели, есть лихорадочные решения сегодняшнего дня (а последствия никого не волнуют, за них не спросят).
Сейчас, как и в XIX веке, вузы - рассадники инакомыслия, потому что думающие люди настроены очень критично. Всё повторяется. Раскрой Салтыкова-Щедрина на любой странице - как про нас написано! Здесь нужно строить взаимоотношения власти и профессуры, использовать механизмы «мягкой власти». Но это возможно только тогда, когда есть и стратегия, и понимание значимости образования в социуме.
Автомат собирала за 11 секунд
- О Челябинске вы высказались критично. Но всё-таки может он, по вашему мнению, поразить приезжего?
- Меня с семьей он поразил, когда мы сюда переехали из Щучьего. У нас телевизор плохо показывал - сплошной снег какой-то. И вот таскаем мы вещи в квартиру на Красном Урале, а мой брат ноет: включите да включите телевизор. Бабушка устала доказывать, что и антенны ещё нет, наконец разозлилась и включила - а там такая чёткая картинка! Мы все рты разинули. Цивилизация! Тогда с Красного Урала площадь Революции была хорошо видна, как и телевышка.
Кстати, нам в школе объясняли, что высотные здания на Комсомольском проспекте были построены специальным образом: если бы началась третья мировая война, то в результате взрывной волны они бы так упали, что не помешали бы движению транспорта. Нас ведь активно готовили к гражданской обороне. Я автомат Калашникова за 11 секунд собирала, это был лучший результат в школе.
- Мы уже не единожды упомянули советское прошлое. Знаю, что вы первые уроки вели по советской литературе во времена перестройки.
- Да, в школе № 58. Район был неблагополучный. И дети там сбегали, в розыск их объявляли. Мне довелось и на допросах побывать, когда убили мою коллегу-учительницу. Всякое было. Но преподавать советскую литературу мне было легко и интересно. Я предлагала ребятам не примерять на себя ту идеологию, а просто рассматривать, анализировать. Была готова принять любую точку зрения, но если ученик мог её аргументировать, а не просто: «Я так считаю, и валите!»
- А как относитесь к попыткам реанимировать многие советские идеи?
- Такие попытки, как, скажем, некоторые новейшие молодёжные движения, выглядят, конечно, убого, потому что нет в этом искреннего начала. Суть одна: если я в этом поучаствую, вы потом возьмёте меня в аппарат? Кстати, и комсомол погиб, потому что возобладал подобный подход.
Молодёжь чувствует эту фальшь. Я, к слову, уверена, что нет никакой деградации поколения. Молодёжь действительно хочет личностно реализоваться, а не «тепло устроиться», а значит, несёт в себе нравственное начало. Они, конечно, другие - тут влияют технологии, Интернет. Молодые не боятся, к примеру, публичности. Прежнее поколение было более зажато: боялись и сцены, и вызова к доске даже. Моя тётя как-то призналась: «Вот мне 73 года, а до сих пор снятся кошмары, как меня к доске вызывают!»