В Челябинске сейчас кузнецом трудится Ольга БАХАРЁВА. Не слишком ли тяжёл молот для женских рук? С чем тяжелее работать - с металлом или косностью чиновников? Согласна ли сейчас молодёжь заниматься тяжёлым физическим трудом? На эти вопросы отвечает наш гость редакции.
Зажимают и выживают
- Сейчас большинство хочет найти работу в непыльном офисе. Откуда же у вас такая уральская и непростая профессия?
- Вообще-то по образованию я дизайнер. Но ещё на первом курсе я попала на экскурсию в кузню, которая произвела на меня большое впечатление. Да и муж у меня кузнец, более того, его прапрадед тоже был кузнецом, так что, видимо, на подсознательном уровне у него какие-то навыки с самого начала были. Видите, тут, что называется, судьба! Сейчас мы работаем вместе, хотя у мужа специального образования нет. Это он предложил открыть своё дело, собственную кузню.
- Сейчас говорят, что развитие ремёсел поможет поднять малые города, способствовать развитию туризма. Ощущаете ли поддержку чиновников?
- К сожалению, иное железо легче обработать, чем чиновника. Думаю, было бы просто замечательно, если бы государство выделяло помещения, чтобы люди, которые занимаются ремёслами и создают малые предприятия, не платили бы огромные деньги за аренду. А за границей тем, кто увлечён ремёслами, выделяют бесплатные мастерские.
Я же целый год потратила, чтобы получить участок под помещение. Одно время думали получить грант, но там столько бумаг надо собрать! А творческие люди в этой волоките не очень-то разбираются. Может, стоит какую-нибудь службу создать, которая бы оказывала малым предприятиям юридическую помощь?
- Если бы были такие условия, думаете, многие бы решили открыть свою кузню или гончарную мастерскую?
- Уверена в этом. Малые предприятия сейчас просто зажимают и выживают. Мне, к примеру, всё некогда налогами заняться. К нам приходят постоянно желающие поучиться кузнечному делу, мы идём кому-то навстречу, так как хотим сохранять и возрождать традиции ковки, но времени не хватает - нам надо ведь на жизнь зарабатывать.
Не ставьте крест на молодёжи
- Честно говоря, удивлён, что есть желающие стать учениками кузнеца. Говорят, что нынешняя молодёжь не любит тяжёлый физический труд.
- Есть, есть такие! Даже две девушки в учениках были. Один парень приходил, так у него другое ещё увлечение - спелеология, но признался: в плечах стал сильно раздаваться, всё боится застрять однажды в пещере, так что решил ещё и в кузне поработать. Был у нас другой парень, который работал программистом, а потом стал у нас махать молотом. Многие из тех, кто занимается интеллектуальным трудом, с удовольствием меняют профиль - это для них как отдых. Так что не надо на молодёжи крест ставить.
Мой муж раньше занимался компьютерной техникой и говорил, что очень уставал к вечеру. А сейчас вроде работает физически, а устаёт гораздо меньше, потому что любимым делом занят. Не секрет, что у нас многие в офисах просто отбывают рабочее время и в итоге становятся ленивыми - ничего им не надо, ничего не интересно.
- Но всё-таки есть неравнодушные - те, например, кто пришёл на ваш кузнечный фестиваль. Наверное, вам помогли с организацией промышленные предприятия?
- Да, мы организовали первый в Челябинской области кузнечный фестиваль. Думали, что идею поддержат предприятия. Всё-таки Челябинск - город металлургов. Обошли практически все крупные заводы, но нигде нашей идеей не заинтересовались. Разве что кузнечно-прессовый завод выступил в качестве участника. Зато помогла администрация города. Приехали кузнецы из Златоуста, Миасса, Магнитогорска, Перми, Екатеринбурга.
В городах и сёлах есть настоящие энтузиасты, целые династии. К примеру, у Сергея Мамедова из Златоуста уже и сын учится кузнечному делу.
Главное - знать, куда ударить
- Наверное, каждый второй опишет кузню как тёмное, грязное помещение. Чем она может привлечь в наше время?
- Полумрак нужен, чтобы определять температуру металла - по цвету. Пыль от кокса, угля, конечно, есть, но всё можно отстирать. Дырки иногда в одежде прожигаешь. Я поначалу больше всего боялась огня и ожогов.
- Не тяжело ли женским рукам молотком помахивать?
- Современное оборудование даёт возможность работать и девушке. Молот уже пневматический - достаточно нажать педальку. Вот чтобы перетащить железки - да, мужская сила нужна. Но вообще представление о кузнеце как о мускулистом мужике несколько ошибочно. Основная физическая нагрузка ложилась на молотобойца: кузнец ударом своего молотка показывал, куда бить, а уже молотобоец обрушивал туда основной удар. Главное - знать, куда и как. По этому поводу даже притча есть. Принёс воин кузнецу погнутую саблю. Тот сел на неё и выправил, потребовал немалую плату. Воин возмущён: мол, ты же просто на неё сел! Тогда кузнец обратно саблю погнул и вернул воину: «Хорошо, сделай тогда сам».
Для кузнеца важнее не мышцы, а суставы, связки - вот где основная нагрузка. Подбираешь молоток (он может быть и 500 грамм, и 800, и полтора килограмма) - и вперёд. К концу дня больше устают не руки, а ноги - вокруг наковальни столько находишься!
- А есть какие-то кузнечные приметы?
- Ни в коем случае нельзя садиться на наковальню. Многие верят в духа кузни, что-то вроде домового. Мне ребята рассказывали, что у них периодически возникает чувство, что кто-то за ними наблюдает. Кстати, в древности кузнец нередко был и шаманом, колдуном, лекарем - мог лошадей подлечить. А если к кому-то неприязнь испытывал, то так косу подточит, что та хозяина порежет.
- В деревнях понятно, что кузнецы куют - подковы и прочую сельскохозяйственную утварь. А вам что заказывают?
- Да всё что угодно - ворота, скульптуры, светильники, мебель, зеркала. Один заказал себе ворота, которые назвал «В гостях у сказки» - там и русалка, и лев, и царевна. Делали огромную подкову, которая теперь стоит на перекрёстке улиц Сони Кривой и Энтузиастов.
Кстати, сельские кузнецы до сих пор существуют. Такие подковы и дымники делают, что залюбуешься! Один мастер выковал подкову, которая раскладывается, как матрёшка.
- Вы изучаете какие-то древние секреты, которые хранятся на Южном Урале?
- Да, я, к примеру, в своё время целую курсовую писала по наследию художника Бушуева, который жил в XVIII веке в Златоусте. Он рисовал на клинках целые картины, изобрёл способ нанесения изображения на сталь. Символ, который сейчас красуется на гербе Златоуста, крылатый конь, тоже бушуевская работа. Это был его своего рода логотип, печать мастера.
- Не задевает ли, что к кузнечному делу относятся несерьёзно, как к хобби?
- Такое встречается. Но, когда попадают в кузню, удивлённо восклицают: «Да тут просто мини-завод!» Пусть мы и небольшое предприятие, но именно за счёт такого малого бизнеса, такого возрождения традиций можно и моногородам помочь в той же горнозаводской зоне, и туристов привлечь.